Реформа федеральной власти, а, точнее, отношений центра с регионами, заявлена Кремлем как важнейшая процедура 2000 года и потому развивается стремительными темпами. Как сообщил "Полит.Ру" один высокопоставленный источник в Кремле, там понимают, что на то, чтобы урезать права губернаторов так, как это хочет сделать Путин, у Путина есть только первые полгода президентства - потом реформа станет невозможной. Однако и сейчас, когда Путин еще имеет (в том числе и от губернаторов) карт-бланш на силовые, радикальные меры, ему приходится каким-то образом компенсировать потери региональных лидеров.
В качестве примера такой компенсации наблюдатели рассматривают третий законопроект из внесенного в Думу кремлевского пакета, который позволит губернаторам отстранять от должности руководителей на местах. Второй "костью" губернаторам стало распространенное калининградским губернатором Горбенко со ссылкой на Путина известие о формировании нового государственного органа - некоего Госсовета, в который вошли бы потерявшие сенаторский статус губернаторы. Полномочия этого Госсовета, который, по утверждению Горбенко, должен начать функционировать с 1 января 2001 года (время физического старта федеральной реформы), естественно, неизвестны.
Дума уже постановила рассмотреть президентский пакет 31 мая. После серьезной борьбы различных вариантов законопроектов и согласования интересов, в Думу, как выяснилось, поступил более авторитарный вариант закона о праве президента отстранять губернаторов. В этом варианте не требуется фиксирования нарушения законодательства судебной инстанцией, как это было объявлено представителем президента в Думе Котенковым на прошлой неделе. Прошедший координационный совет фракций "Яблоко" и СПС постановил, что обе фракции поддержат этот проект в первом чтении - как идею, - однако намерены добиваться существенных поправок. Что касается механизма формирования Совета Федерации, то правые и "Яблоко" собираются предложить Думе альтернативный проект, предполагающий прямые выборы Сената (так называемая американская модель), не имеющий реальных шансов на прохождение в Думе. По кремлевскому варианту, региональный парламент утверждает двух сенаторов - одного, предложенного губернатором, и второго, предложенного спикером парламента. Это третья компенсация, которую Путин предлагает губернаторам за ожидающие их лишения, в частности, за введение института семи президентских наместников.
Сами наместники пока комментируют свои назначения так же осторожно, как и губернаторы. Пока только Сергей Кириенко в самых общих словах позволил себе описать суть своих функций в Приволжье: 1) гарантировать единообразие обеспечения федеральной власти и гражданских прав на всей российской территории; 2) четкое разграничение сфер ответственности между федеральной, региональной и местной властью; 3) инвентаризация ресурсов. Остальные наместники предпочитают молчать. Меж тем одной из главных проблем, с которыми рискуют столкнуться наместники, обещают стать не отношения с губернаторами, но с представителями федеральных ведомств, прежде всего экономических министерств - их функции будут во многом идентичны. Президентский наместник, напомним, в ранге приравнен к вице-премьеру или заместителю главы администрации. Главным же ресурсом генерал-губернатора, очевидно, должна стать возможность прямого выхода на президента.