Путин оформил Госсовет: 89 губернаторов под его председательством как прообраз будущего конституционного органа с полномочиями Совета ФедерацииПутин подписал Указ о Госсовете. В тексте сообщается, что Госсовет - "совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти". То есть Госсовет пока - консилиум при президенте, решения которого не имеют никакой силы, если президент с ними не согласен. Кремль решил пока не экспериментировать со структурой Госсовета и не включать в него ни экс-президентов, ни лидеров фракций (так не смог пока возглавить президиум Евгений Примаков), ни министров, ни "представитетелй интеллигенции" - в Госсовет вошли 89 губернаторов и председатель Путин. В президиум Госсовета, который должен решать оперативные вопросы, войдут семь губернаторов, по одному от каждого федерального округа, которые подлежат ротации каждые полгода. При этом право формирования президиума резервируется за президентом. Пресса поспешила отметить, что таким образом в президиуме рано или поздно отметятся все губернаторы, однако это ни откуда не следует - напротив, Путин судя по всему, может назначать тех, кто ему больше нравится, правда, через одного.
Пока эти детали не очень существенны - ближайшие года два-три Госсовета де-факто не будет, а его заседания будут более всего похожи на сильно расширенные совещания Путина с губернаторами, никак не выделяющиеся среди прочих проявлений его совещательной активности. Однако в том, что рано или поздно Госсовет станет конституционным органом, уже нет сомнений, и форма, в которой Госсовет "застынет", реально зависит от его нынешних контуров. Кремль отчетливо дает понять, что имеет в виду наделить Госсовет ключевыми функциями Совета Федерация, такими как заключение войны и мира, важнейшие кадровые решения, утверждение бюджета и пр. (после чего сенат должен атрофироваться в невлиятельный региональный придаток Думы для лоббизма по мелочам). Сроки конституционной реформы называются разные: Путин намекает, что процесс можно начинать с января 2002, в Кремле анонимно говорят о конце первого путинского президентства.
Комбинация с извлечением губернаторов из сената и перемещением их под государственный контроль Госсовета выглядит успешной и логичной: Госсовет пока во многом копирует (наполовину - за исключением менее выразительных спикеров региональных парламентов) форму совета Федерации, а в последствии экспроприирует все его существенные функции, с той разницей, что влияние президента в нем будет гораздо выше. При правильном подходе Госсовет может стать не губернаторским инструментом для давления на Кремль, но, наоборот, орудием Кремля в переговорах с регионами. Единоличный выбор президиума - только первый из возможных инструментов давления - как в федеральных делах, так и в региональных. В том, конечно, случае, если Путину понравится сегодняшния концепция.