Путин сегодня утвердил своей подписью Доктрину информационной безопасности - документ, выношенный ведомством Сергея Иванова и утвержденный на заседании Совбеза. Завтра Доктрина будет опубликована, а уже сегодня замначальника соответствующего управления аппарата Совбеза Стрельцов рассказал суть. Доктрина состоит из четырех составляющих. Первая включает соблюдение конституционных прав и свобод человека в области информации и ее использования, а также "сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны" (передает РИА "Новости"). Вторая составляющая - это информационное обеспечение государственной политики России, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике государства, а также официальной позиции России. Третья составляющая посвящена глобальной задаче развития современных информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение ее продукцией внутреннего рынка и выход этой продукции на международный рынок. Наконец, четвертая посвящена защите информационных ресурсов, обеспечению безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
"Интерфакс" сообщает к тому же, что концепция подразумевает уточнение статуса иностранных СМИ и журналистов, работающих в России, а также инвесторов, пытающихся вложить деньги в развитие нашей информационной инфраструктуры. Стрельцов пояснил, что речь идет о создании равных условий для западных и российских СМИ (однако не совсем понятно, чем эти условия отличаются сегодня), а также высказался за внесение изменений в закон о СМИ.
Первое изложение основ доктрины заставляет предположить, что доктрина толкует понятие "информационной безопасности" в традициях советских спецслужб, т.е. вместо того, чтобы определить границы компетенции и полномочий государства в сфере информационной безопасности, вся сфера информации объявляется областью интересов спецслужб. В сегодняшней ситуации государственным органам и, в особенности, спецслужбам стоит привыкнуть, что любая неопределенность формулировок и намерений будет истолкована не в их пользу. Однако, с другой стороны, неопределенность формулировок - альфа и омега механизма распространения ведомственного влияния. Нет сомнений, что в ситуации информационной войны последних недель опубликование доктрины неминуемо усугубит противостояние Кремля и частных медиа-империй.