Владимир Путин подписал указ о создании Единого тарифного органа, завершив таким образом главную экономико-административную интригу года и приняв одно из важнейших и сомнительных своих бюрократических решений. В ЕТО, который вопреки сопротивлению идеолога экономической политики Германа Грефа будет создан на базе нынешней ФЭК, отходит регулирование цен и контроль за деятельностью естественных монополий. К ним относятся, в первую очередь, электричество, тепловая энергия, газ, а также транзит газа и нефти. Кроме того, к компетенции ЕТОГ отнесены транспорт, порты и терминалы.
Как отмечает "Время новостей", полный список регулируемых тарифов еще окончательно не определен и станет очередным средоточием борьбы ведомств. Решено, что в компетенции ЕТО будут и некоторые виды деятельности, не отнесенные законом к монополиям. Список их сейчас рассматривается в правительстве в закрытом режиме. Это: услуги ледового флота, погрузочно-разгрузочные работы на железной дороге, продукция ядерно-топливного цикла, производство спирта, и наконец - региональное регулирование (цены на мазут для котельных и на уголь для населения). С другой стороны, буквально накануне подписания, из перечня выпали услуги связи и почты, которые даже законом отнесены к естественно-монопольным. Однако министру Рейману удалось оставить вопрос о их регулировании за собой. Собственно, этот казус и демонстрирует институциональную ущербность нового органа: по сути, речь идет о механизме ведомственного экономического регулирования.
По мнению "Времени новостей", регулированию со стороны ЕТО будет подлежать примерно 65% экономики страны, а человек, который его возглавит, по потенциалу влияния будет практически равен премьер-министру. При этом газета уверенно сообщает вполне сенсационную весть: нынешний глава ФЭК и автор ценового госплана в виде ЕТО Георгий Кутовой суперведомство не возглавит. Это будет человек из ближайшего окружения Путина.
В "Полит.Ру" не раз описывалось , что сдерживание тарифов позволяет субсидировать экономический рост в промышленности, создавая тем самым диспропорции и видимость работающей экономики, тогда как на деле происходит ее неявное кредитовании со стороны монополий. Тарифная "вертикаль" позволит правительству еще точнее и увереннее планировать экономический рост даже по отраслям, организуя на обеспечение его всю инфраструктурную экономику. А институализация тарифных игр, во-первых, сделает тарифную политику самостоятельной, а не подчиненной макроэкономической политике кабинета, и, во-вторых, почти наверняка создаст тенденцию постоянного расширения зоны тарифного регулирования.
Проигравший макроэкономический министр Греф хорохорится. "Нынешний вариант вовсе не является для нас неприемлемым. Самое главное - прописать регламентирующие процедуры, чтобы было понятно, как формируются тарифы естественных монополий," - цитируют его "Ведомости". Впрочем, для того, чтобы прописать регламентирующие процедуры и открыть механизмы образования тарифов, орган имело смысл формировать в зоне влияния МАП и макроэкономического блока правительства. Нынешняя же концепция превращает его в тарифный Госплан и мощный центр экономической вертикали власти со всеми вытекающими последствиями.
Назначение главой ЕТО вице-премьера Виктора Христенко, которое пророчит "Коммерсантъ", выглядит компромиссом и мало что изменит - вице-премьер и сейчас курирует ФЭК, монополии и топливно-энергетический комплекс. Правда, позиции Христенко в правительстве в этом случае усиливаются, и по влиянию и функциям он становится вровень с Кудриным и Грефом. Однако в перспективе замена "договорного" Христенко на "своего" человека может позволить превратить ОЯТ в мощный рычаг директивного управления экономикой. Впрочем, штат в 300 человек позволяет сделать из ЕТО и реальный центр, разбирающийся в ценообразовании монополий и отслеживанию их. Опять же - если будет нужно.