В Думе сделан следующий шаг к консолидации парламентского большинства. Четыре лидера - Примаков, Пехтин, Морозов и Райков - заявили, что договорились о формировании межфракционного координационного совета с перспективой, как сказал Примаков, создания коалиции. В сущности, мягкая коалиция, о которой говорил "Полит.Ру" Олег Морозов , уже готова: по согласованным законопроектам из Кремля все четыре объединения обязаны теперь голосовать солидарно. Хотя и Примаков, и Морозов оставляют пространство для торговли: эти законопроекты, по их словам, в приоритетном порядке будут поступать в координационный совет, после чего, в случае достижения согласия, спускаться во фракции в виде рекомендаций от их лидеров.
В таком виде мягкая коалиция выглядит скорее как технология ускорения согласования законов и даже не может считаться реальным большинством. Однако после капитуляции Лужкова своего пространства у ОВР и "Регионов России" осталось гораздо меньше - Лужков, сдавшись Кремлю, взрезал рудиментарный фронт леворегионального сопротивления. "Как нам объяснили на заседании группы ("Регионы России"), главный принцип - поддерживать инициативы президента. То есть ни правых, ни левых уже не существует, когда президент вносит законы в Думу", - сказал "Полит.Ру" депутат Владимир Лысенко. Создание коалиции - удар по Примакову, который потерял рычаги для самостоятельной политики и, в итоге, вошел с совет одним из сопредседателей. Решено, что в совет войдут по три депутата от каждой фракции, а руководители фракций будут сменять друг друга каждые два месяца по алфавиту: Морозов-Пехтин-Примаков-Райков. Алфавитный принцип подчеркивает формальность председательства и всей структуры.
Но дееспособность всего механизма лоббистского согласования ждет проверки на деле. И прежде всего - в отношении ее способности пропускать либеральные инициативы в духе путинского послания. Левая, по сути, депутатская масса коалиции встанет перед выбором: поддержав, например, непопулярный социальный пакет правительства и получив все очевидные льготы, которые дает участие в "партии власти", она рискует своим популистским реноме. Депутатский центр будет сопротивляться такому выбору. Ранее Вячеслав Володин указывал "Полит.Ру" на Налоговый и Трудовой кодексы как на возможные причины разногласий между ОВР и Кремлем. Однако устои эффективного кремлевского менеджмента предполагают, что механизм должен работать; и в этом смысле существует опасность сглаживания реформ для проведения их через новое большинство. Иными словами, если правительство и президент получают в лице новой коалиции гипотетическою опору, то и сама она получает определенные права и возможности в торге с Кремлем, а координирующая коалицию Администрация - возможность еще больше контролировать правительственные инициативы, козыряя своим консолидированным разношерстным воинством. Главной проверкой и оправданием коалиции могло бы стать проведение реформы бюджетного процесса, заявленной Путиным.
Правый фланг по-прежнему демонстрирует осторожное удовлетворение. Виктор Похмелкин высказал "Полит.Ру" мнение, что с коалицией будет легче находить общий язык: во-первых, "Отечество" сдвинется вправо, во-вторых, если раньше переговоры, например - о разблокировании 17 главы Гражданского кодекса, приходилось вести со всеми подряд, то теперь "достаточно договориться с Сурковым". То есть удобнее - опять-таки чисто технологически. Движение вправо также неочевидно - сам Похмелкин признал, что такой сдвиг зависит от позиции Кремля. При этом Похмелкин, приветствуя объединительный процесс ("смешно воевать с тенденцией"), высказывает мысль, что теперь авторитет "партии власти" будет падать, поскольку с формированием большинства она начинает "отвечать за все". И это - очень важный момент: сосредотачивая все рычаги власти в своих руках, Путин одновременно набирает "ответственность" и формирует громоздкий чиновничий отряд.