История с расстрелом болгарских медиков закончилась вполне благополучно. Пять болгарских медсестер и палестинский врач вернулись в Болгарию. Не проиграл и ливийский лидер Каддафи – популярности на Западе конфликт ему не прибавил, но решение «проблемы медсестер» открывает перед режимом Каддафи новые возможности для установления более благоприятных отношений с Западом.
Пять болгарских медсестер и палестинский врач, приговоренные ливийским судом к пожизненному заключению, вылетели в Болгарию. В момент, когда пишется этот текст, самолет должен приземлиться в Софии.
Болгарские медсестры – Кристиана Вулчева, Нася Ненова, Валентина Сиропуло, Валя Червеняшка, Снежана Дмитрова – и палестинский врач Ашраф аль-Халадж были арестованы в Ливии в 1999-м году по обвинению в умышленном заражении ливийских детей ВИЧ. По данным следствия, в 1997 году они по халатности во время переливания крови заразили вирусом иммунодефицита более 400 детей, 50 из которых уже скончались. В 2004 году суд первой инстанции приговорил подсудимых к расстрелу.
Осужденные подали апелляцию. Медсестры заявляли, что у них не было причин для «преднамеренного убийства» детей, и что всему виной антисанитария в ливийских больницах. Ссылались они и на заключения западных экспертов, которые приезжали в Ливию и пришли к выводу, что больница в Бенгази оказалась в зоне поражения вирусом СПИДа не в 1999 году, а в 1997 году - до прибытия сюда иностранцев.
Также медики утверждали, что признания из них вытягивали с помощью пыток. Суд над девятью полицейскими, которых обвинили в применении пыток, состоялся 7 июня 2005 года. Полицейские были оправданы.
В 2005 году Верховный суд Ливии под давлением западных правительств и общественных организаций отменил приговор, отправив дело на новое рассмотрение в суде низшей инстанции.
В 2005 году ливийские власти предлагали Болгарии выплатить семьям зараженных детей денежные суммы, эквивалентные тем, которые выплатила Ливия семьям погибших при взрыве американского самолета над Локерби в 1988 году. София формально отказалась платить, заявив, что это было бы равносильно признанию вины болгарских медсестер.
В итоге в декабре 2006 года ливийский суд снова приговорил иностранных медиков к расстрелу. В приговоре говорится, что медсестры использовали при переливании крови непроверенную плазму, а качественную сыворотку продавали на рынке.
Почти все время в ходе процесса продолжался своеобразный торг. Каддафи напирал на то, что ливийское правосудие назависимо, посему и вмешательство ни его, ни мирового сообщества не требуется. Журналисты, политики и общественные деятели едва не всего остального мира требовали освободить медиков.
В июне Верховный кассационный суд Ливии оставил в силе смертные приговоры болгарским медсестрам и палестинскому врачу, которые были признаны виновными в умышленном заражении вирусом ВИЧ 426 детей в Иммунологическом центре ливийского города Бенгази. Подсудимые не присутствовали при оглашении вердикта, а два десятка родственников зараженных ВИЧ детей закричали «Да здравствует правосудие!».
Однако 17 июля 2007 года Высший законодательный совет Ливии отменил этот приговор, заменив наказание на пожизненное тюремное заключение. Вердикт был вынесен после того, как родители детей получили от Евросоюза компенсации в размере $1 млн за каждого ребенка. В общей сложности компенсации составили порядка $500 млн.
Каддафи, похоже, удастся избежать разрастания конфликта. Вообще вся история со стороны напоминает шантаж, по аналогии с похищениями менеджеров европейских компаний в Нигерии. Впрочем, Каддафи в последние годы последовательно выстраивал имидж «хорошего парня» - признал (де-факто) поддержку террористов в прошлом. Отношения Ливии с Европой и США нормализовались в 2003 году, после того как Триполи свернул программу разработок оружия массового поражения. Режим Каддафи даже смог разрешить спор по поводу катастрофы в британском Локкерби (в которой были повинны граждане этой страны), выплатив внушительную компенсацию семьям погибших (по $10 млн за каждого пострадавшего).
После этого США и ЕС сняли торговое эмбарго в отношении Ливии, отменив все действовавшие против нее экономические санкции. США даже ставили Ливию в пример другим странам ближневосточного региона, например Сирии. Однако Каддафи все равно жаловался на то, что его страна недостаточно вознаграждена за отказ от оружия массового уничтожения.
Создавалось даже такое впечатление, что вся история с медиками и задумана, как консолидирущий ливийский народ эффектный ход, после неизбежных уступок по проблеме Локерби.
Ливия позже выразила желание присоединиться к Договору о партнерстве ЕС и стран Южного Средиземноморья. Евросоюз в качестве условия присоединения Ливии к Договору потребовал решить проблему приговоренных болгарских медиков. Теперь проблема снята, а вдобавок к этому ливийская сторона еще и получила $500 млн.