Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Проект начался публикацией выходящей в издательстве О.Г.И. новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина - "Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям".
Проблему загрязнения окружающей среды можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, это вопрос экологии и гигиены. С другой стороны, это область урбанистики — в том, что связано с организацией городских общественных пространств и эффективным планированием территорий. Зачастую здесь дело упирается в проблемы финансирования, из-за которых местные администрации вынуждены выстраивать иерархии локаций по приоритетности, в результате чего одни становятся презентабельными, а другие пребывают в запущенном состоянии. На этом этапе возникает третий аспект — общественный: здесь могут появляться инициатива снизу, когда людям не нравится положение дел, и они пытаются решить проблему своими силами.
Главный вопрос заключается том, как организовать процесс, чтобы он работал. Иными словами, как сделать так, чтобы группа изначально мало чем связанных между собой людей смогла скоординироваться и найти ресурсы для решения проблемы пусть и общей, но ни к кому конкретному не приписанной. Здесь уже могут появляться политические обертоны (риторика «если мы не можем даже почистить собственный двор, надо ли удивляться, что у нас бардак в стране»).
На пути координации возникают многочисленные препятствия. Во-первых, кто-то должен выступить с инициативой и найти единомышленников. Во-вторых, работа требует временных и, скорее всего, каких-то финансовых затрат. В-третьих, энтузиазм пропадает из-за того, что после всех затраченных усилий всё рискует быстро скатиться к исходному состоянию. В-четвертых, многих нервирует так называемая проблема безбилетников: мы будем работать, а кто-то будет пользоваться плодами наших трудов совершенно бесплатно. Сутиация, при всех её локальных вариациях, вполне универсальная. Решения могут быть разными. Рассмотрим несколько примеров.
The Ugly Indian
Инициативная группа, известная под названием The Ugly Indian (TUI, «безобразные индийцы») начала свою работу в 2010 г. Результатом стало преображение некоторых районов прогрессивного индийского мегаполиса Бангалора.
Их деятельность началась с улиц и пространств, находящихся близко к центру. Несмотря на то, что там размещаются фирмы, магазины и кафе, эти места долгое время покоились под кучами отбросов, которыми кормились местные коровы, и служили общественным туалетом. Муниципальных ресурсов на уборку не хватало, а так как это территория общественная, то есть ничья, мало кто из обитателей пытался там что-то изменить. В тех редких случаях, когда такие попытки предпринимались, толку не было, потому что всё вскоре снова зарастало грязью.
TUI выступили с экспериментальной инициативой. Они исходили из того, что в чистоте улиц и площадок заинтересованы все те, кто регулярно бывает в этих местах. Еще одним ключевым пунктом была идея, что беспорядок провоцирует людей на то, чтобы его преумножить, в то время как чистота вызывает желание ее поддерживать. Из этого следовало, что нужно задать некоторый начальный импульс, воспользоваться которым, уже на регулярной основе, смогут все, кто в этом заинтересован. Очень важный момент этой программы — полная анонимность. Неизвестны имена ни участников, ни организаторов этого проекта. Неизвестна даже численность участников, хотя их анонимные спикеры утверждают, что численность растет.
Инициатива изначально рассчитана на массовое копирование (соответственно, неважно, кто первым начал, кроме того, к ней благодаря как раз анонимности могут присоединяться влиятельные и состоятельные люди (в частности, руководители предприятий), которые даже и поучаствовать не прочь, но не хотят, чтобы это было известно широким массам.
Отдельных усилий к привлечению волонтеров TUI не прилагают — хотя и нуждаются в профессиональных малярах и укладчиках дорог, - многие к ним присоединяются сами, узнав об их деятельности, в частности из прессы. Их девиз - «Хватит говорить, начинай действовать». Что характерно, работают они тоже в основном молча. С ними можно связаться через адрес, вывешенный у них на сайте, а также через их регулярно обновляемую страницу в Фейсбуке.
Работа состоит в следующем. Сначала они находят проблему, которая нуждается в решении — свалка среди улицы, разрушенный стадион, окурки на улице, грязная и облепленная объявлениями стена (она же - общественный туалет), проломы в тротуаре, отсутствие тротуара при улице и т. д. Все эти места характеризуются тем, что люди начинают их избегать и заходят туда разве что с целью внести свой вклад в общий хаос.
Затем они начинают думать о том, как это можно исправить. Под исправлением понимается не просто устранение симптоматики, но и предотвращение рецидива. Для этого они наблюдают за миграцией мусора и за поведением людей, которые создают загрязнение, потому что, как утверждают TUI, тут возможна спонтанность, но нет случайностей. Таким образом, работа, помимо уборки мусора, может включать в себя покраску поверхностей, мытье улиц, восстановление тротуаров, установку мусорных баков (причем не каких попало, а удобных и при этом непривлекательных в плане кражи), общественных биотуалетов и так далее в зависимости от специфики проблемы.
Далее они вступают в контакт с местной администрацией и согласовывают с ней свои действия – обычно такие инициативы встречают поддержку. После этого покупают или находят (на той же свалке) необходимые материалы и начинают работать. Работа, естественно, добровольная, а материалы в основном приобретаются в складчину, хотя от анонимного спонсирования они тоже не отказываются. По итогам каждой акции публично сообщается, во сколько это обошлось, с тем чтобы показать, что всё это сделать за вполне приемлемые деньги. Работать могут как в одиночку, так и группой. В большинстве случаев в процессе начинают присоединяться любопытные местные.
После того, как работа закончена (на обработку одной зоны может уходить от нескольких часов до нескольких дней), участники проекта пытаются договориться с местными обитателями — в первую очередь, владельцами магазинов, а также всё с той же администрацией, чтобы они способствовали поддержанию чистоты.
В дальнейшем участники навещают эти места и смотрят, насколько они сохранны. Во многих случаях обнаруживают, что и через полгода, и через год, преображенный участок остается чистым. Кроме того, они сообщают, что некоторые проблемные точки, на которые обращали внимание, но до которых еще не дошли руки, стали преображаться без участия этого сообщества.
Let's Do It
Принципиально иной подход представляет собой программа под названием Let's Do it (русский вариант – «Сделаем»), которая родилась в 2007 г. в Эстонии, а к 2012 г. стала известным международным движением с инициативными группами в 100 странах мира. По словам организаторов эстонского движения, в основе проекта лежала идея о том, что можно убрать Эстонию за один день (10 000 тонн мусора). По предварительным подсчетам, для этого требовалось порядка 40 000 волонтеров. Организаторы начали с того, что стали собирать квалифицированных энтузиастов (программистов, специалистов по связям с общественностью и т.д.) к себе в команду. После этого они стали заручаться влиятельной поддержкой — устанавливать связи с крупными компаниями, СМИ, людьми, к мнению которых прислушивалась общественность, политиками (включая президента).
Информационная кампания началась в октябре 2007 г. и продолжалась до мая 2008 г. В итоге набралось около 5 000 официальных партнеров. Партнерское содействие проявлялось в том, что каждый предоставлял проекту то, в чем был силен: кто-то информационную поддержку, кто-то оборудование и транспорт, кто-то кадры. Один из инициаторов проекта Райнер Нылвак (Rainer Nõlvak) потом рассказывал: «На каком-то этапе нас стали сравнивать с мафией — никто не мог нам отказать».
Заручившись информационной и материальной поддержкой, участники начали составлять карту несанкционированных свалок по всей Эстонии. Карта была интерактивной, и её было легко использовать в мобильной версии. Организаторы призывали людей присылать фотографии и координаты свалок и загрязнений, которые им встречаются во время прогулок или на их обычных маршрутах. Затем последовала новая волна массовой агитации, которую на этом этапе энергично поддерживали эстонские СМИ, причем организаторы за это по-прежнему ничего не платили. С призывами к участию также выступали известные актеры, музыканты и общественные деятели.
Потом была открыта регистрация на сайте для добровольцев, которые должны были координировать работу на местах (зарегистрировалось около 10 000 человек). Всеэстонский субботник был назначен на 3 мая. В нем приняли участие более 50 000 волонтеров, которые за пять часов уничтожили намеченные свалки. Событие освещалось в международных СМИ. После этого мероприятие вышло за пределы Эстонии. Теперь его официальный сайт Letsdoitworld сообщает, что в движение вступило 96 стран. В России с ним тесно сотрудничает экологическая организация «Мусора.Больше.Нет», существующая с 2004 г., которая, в частности, в этом году участвовала в организации российской уборки «Сделаем», проходившей 15 сентября.
Характерная черта этого движения и ему подобных в том, что они стараются привлекать к своей работе как можно больше интернет-технологий и создают широкие возможности для виртуальных и нерегулярных форматов участия. В частности, широко распространена практика краудсорсинга – простого информирования о местонахождении участков, требующих обработки. Это делается с помощью интерактивной карты. Аналогичным инструментом пользуется, например, отечественный проект Ecofront.ru.
Следует также отметить, что такие движения склонны устанавливать связи со сходными инициативами в других странах. Если Let's Do It сам по себе стал международным проектом, то другие – локальные, но образованные по той же схеме (партнерство с корпорациями плюс привлечение волонтеров) – стремятся поддерживать контакт со своими единомышленниками за рубежом.
Civic Voice: уличная гордость
Рассмотрим еще один большой проект, в котором сочетается инициатива снизу и курс на окультуривание окружающей среды, в частности городской. Речь пойдет об английской организации Civic Voice, которая входит в состав британской зонтичной организации волонтеров National Council for Voluntary Organisations (NCVO). Civic Voice представляет собой объединение локальных гражданских обществ (civic societies), каждое из которых создано как инструмент местного самоуправления в противовес государственным административным институтам.
Civic Voice строится как представительская организация с открытым для всех желающих доступом. Его минимальная единица – локальное гражданское общество – образуется из местных добровольцев, которые объединяются в своего рода клуб с членскими взносами, за счет которых всё в основном и держится. В каждом случае правила участия свои, хотя в принципе они сходны между собой. Civic Voice управляется советом попечителей, которые выбираются общим голосованием из представителей этих гражданских обществ. Civic Voice, в свою очередь, аналогичным образом входит в NCVO наряду с другими волонтерскими организациями.
Собственно, Civic Voice была создана в 2009 г., но она стала прямой наследницей некоммерческой организации Civic Trust, которая возникла в 1957 г. и была ликвидирована в 2009 г. по итогам мирового финансового кризиса. Таким образом, с самого начала она уже располагала хорошей базой для организации своей работы.
В числе обязанностей Civic Voice – отстаивание интересов обществ-участников в государственных структурах, а также информирование общественности и запуск масштабных программ, в рамках которых могут действовать как члены сообществ, так и просто добровольцы со стороны.
Тематика кампаний весьма разнообразна: это может быть движение за озеленение, привлечение местных жителей к планированию застройки своей территории, оснащение населенных пунктов удобным оборудованием для доступа в Интернет, деятельность по усилению безопасности местных жителей и пр.
Одна из этих кампаний направлена на облагораживание внешнего вида улиц. Она называется Street Pride, и её цель заключается в том, чтобы очистить общественные пространства от беспорядка (clutter). Под беспорядком имеется в виду далеко не только и не столько загрязнение и мусор, сколько общий внешний вид территории. Согласно этому подходу, практически любая обитаемая территория, помимо необходимых элементов, содержит множество лишних деталей, затрудняющих передвижение, загромождающих пространство и портящих вид. Это могут быть дублирующие друг друга дорожные знаки, ограждения на тротуарах, ненужные скамейки (при отсутствии таковых в востребованных местах), не используемые урны, переизбыток указателей и объявлений, будки и прочая уличная мебель. Дело в том, что муниципальные власти, которые обязаны обустраивать пространства, нередко плохо разбираются в том, что на самом деле нужно местным жителям. Соответственно, чтобы исправить это, местным жителям нужно самим в этом участвовать.
На сайте есть специальное руководство (.pdf) для желающих проявить инициативу в этом направлении. Там содержится ссылка на материалы, в которых подробно излагаются основания и принципы такого подхода; указана последовательность действий, которые нужно совершить, чтобы организовать общественную деятельность; описывается процедура преобразования намеченного места; наконец, там же приводятся ссылки на опыт аналогичных успешных проектов и контакты людей, которые могут помочь советом. Так как у организации уже есть свой инструментарий, инструкции, в первую очередь, отсылают к нему – то есть через организацию действий с помощью и поддержкой локальных гражданских обществ (civic societies).