будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Мир

Революция Джона Алперта

Революция Джона Алперта
IMG_7417
Джон Алперт. Фото Карины Геворкян

Первый показ фильма «На площади Тахрир: 18 дней неоконченной революции в Египте» на русском языке прошел в Москве в клубе ZaVtra на Сретенке в рамках проекта Frontline. Свою ленту представил лично ее создатель, легендарный американский журналист, обладатель 15 наград «Эмми», Джон Алперт (Jon Alpert). Перед показом фильма он, выйдя на сцену, первым делом заявил: «Хочу выразить благодарность Госдепу за организацию этого мероприятия», - и сразу ответил на не заданный, но очень важный вопрос, почему он вообще занимается документалистикой: «Я могу попасть разные интересные места, куда бы я иначе не попал. Могу увидеть, как творится история, рассказать о ней, я как бы консервирую время. Я с нетерпением жду показа фильма для русскоязычной аудитории».

Как выяснилось позже, отношения с властями его родной страны далеко не так радужны, а в работах консервируется не время, а всего лишь точка зрения.

«Мы никуда не уйдем»

Фильм «На площади Тахрир: 18 дней неоконченной революции в Египте» - короткометражка, рассказывающая о египетском журналисте, Шарифе Абдель-Куддусе, который приезжает на родину из США, чтобы увидеть, что происходит с его страной.

Шариф наблюдает за происходящим на площади, проходит через кордоны, говорит с людьми, посещает родную школу. Все это перемежается кадрами, в которых граждане Египта выражают свое негодование («Они [власть имущие] понастроили дворцов, а нам нечего есть!», - восклицает в одном из таких эпизодов перед камерой пожилая египтянка) и сценами беспорядков.

Показывают подкупленных «сторонников» президента Хосни Мубарака, как идут в ход дубинки полицейских и протестующих. Как ночуют на площади в палатках сотни тысяч людей

(«Мы никуда не уйдем. Это наша страна, мы будем здесь до конца» - говорит в камеру замотанный в куфию бородатый араб).

В фильме рассказывает о своей борьбе знаменитый у себя на родине журналист-оппозиционер, дядя Шарифа Мухамед («Раньше я был один, надо мной смеялись, и вдруг тысячи людей на улицах»), показывают сцены пыток в египетской полиции, интернет-обращения с призывами примкнуть к протестам, там же мать рассказывает о сыне, погибшем на площади.

Напряжение в фильме нарастает постепенно, и заканчивается массовым ликованием людей, после заявления вице-президента Египта Омара Сулеймана об отставке главы государства Хосни Мубарака.

Фильм оставляет ощущение, что устроить революцию также легко, как сложить фигурку оригами: надо лишь знать, где согнуть, как нажать.

Камера в руках Алперта (это он держит камеру, сам ни разу не появляясь в кадре) выглядит инструментом революционного искусства. Вот на площади 10 тысяч, вот сто, а вот уже собирается миллион, и танки уезжают, так и не начав давить толпу недовольных. И зал аплодирует.

«Правительство делает свою работу, а мы свою»

Но никакого рецепта, никакой техники или искусства революции у Алперта нет. Он просто пытается запечатлеть то, что он видит и чувствует.

«В Америке нас учат, что у народа есть власть. И есть такие люди, вроде нас, которые достаточно наивны или, может быть, глупы, чтобы в это верить. И мы, в Египте, видели как раз такую власть народа. Мы увидели, что она работает», - говорит создатель фильма, - «И когда наблюдаешь людей, которые борются за свою свободу, за право говорить, что они думают – это заставляет мое сердце трепетать».

С трепещущим сердцем трудно быть объективным, но Алперт и не претендует на это.

«Нет ни одного фильма, ни одного репортажа, который был бы полностью объективным», - говорит он, - «Я просто стараюсь передать, то, что мне самому кажется правдой.

Вы видите пытки и просто хотите, чтобы это как-нибудь прекратилось».

При этом сам Джон не революционер. Он посетил множество горячих точек, делал репортажи из Афганистана, Вьетнама, Ирана, Камбоджи, Кубы, Никарагуа, и Филиппин (http://www.imdb.com/name/nm0022412/), но никогда не брал в руки оружия. И на родине в борьбе за качество медицины и образования у него, как у общественного деятеля, ничего не вышло.

«Но мы стали снимать, что происходит, и показывать это прямо на улицах. Только когда мы стали документировать, что происходит – ситуация изменилась», - рассказывает Алперт.

Фильм о происходящем в Египте Алперту заказала компания HBO – самый популярный кабельный телеканал в США. Съемки - дорогое удовольствие - ни он сам, ни его 30 лет существующий Городской общественный телевизионный центр (DCTV) нередко позволить себе этого не могут. И поэтому не всегда удается побывать везде, где хочется, и снять все, что кажется важным. Приходится считаться с интересами заказчиков.

«Мы должны думать о выживании, должны поддерживать наш центр, не дать ему умереть. Моя оплата составляет $100 в день. Но на самом деле я беру себе $50, а остальные идут на нужды центра», - рассказывает Джон.

Такая финансовая аскеза не мешает конфликтовать с «генеральной линией». Фильм «Нестихийное бедствие в Китае: Слезы провинции Сычуань» был снят с вещания HBO за три недели до показа после масштабной рекламной кампании. Надавило правительство, пытаясь избежать обострения в американо-китайских отношениях. Джону удалось предать фильм огласке, и он был за него номинирован на «Оскар».

«Не знаю, к сожалению, или к счастью, но мы этот «Оскар» не получили… И компания HBO до сих пор финансирует наши фильмы», - смеется журналист.

Снискал центр Алперта и типичные для России административные репрессии – DCTV подвергали проверкам, в том числе, по решению властей, – финансовому аудиту, а сам он, по собственному утверждению, был включен «в самые черные списки» Дяди Сэма.

«Но знаете, Америка – поразительная страна. Кто, по-вашему, оплачивает, чтобы я к вам приехал и рассказывал тут все эти истории? Просто правительство делает свою работу, а мы свою. У них одна работа, а у репортеров другая работа. Конечно, иногда приходится круто сталкиваться», - резюмирует режиссер, -

«Мне повезло. Меня не убили. Аналогичный репортер в любой другой стране уже был бы мертв».

«В Египте дракону отрубили голову, но дракон остался»

После общения со зрителями Джон Алперт любезно ответил на вопросы корреспондента «Полит.ру». 

Почему революция в Египте произошла именно тогда, когда произошла? Был ли шанс на эволюционное развитие?

Любой вариант развития Египта в течение 30 лет был невозможен. Все находилось под давлением. Это как нагнетать воздух в закрытом сосуде. Многие события сошлись в январе 2011 года. Просто сошлись в одной точке, и мы получили то, что можно назвать «идеальный шторм». Частично здесь и организационные способности «Братьев-мусульман» (одна из старейших в мире исламистских структур, запрещенная в дореволюционном Египте; ее представитель Мухаммед Мурси стал новым президентом страны – «Полит.ру»), частично и глупость самого Мубарака, которые не смог верно отреагировать на происходящие в стране события. Все это сложилось в одну копилку и взорвалось.

Это просто взрыв, какой может произойти, где угодно, если достаточно велико «давление»?

Поразительная вещь, которая произошла с этой революцией – это то, что она пронизывала практически все слои общества. Там были и очень бедные люди, и очень богатые.

Там были и христиане, и мусульмане, и атеисты. Только потому, что они все там собрались, революция имела успех.

Это не означает, что у каждой из групп не было своей программы. С того дня, как все эти группы победили режим Мубарака, они начали борьбу между собой. Никто как тогда не знал, куда это приведет, так и сейчас не знает.

Глядя из сегодняшнего дня - революция победила или проиграла?

Можно говорить, что был день, когда мы достигли успеха. Но ничего не прекратилось мгновенно. Нет выключателя, который повернул, и тут же появилась демократия, свобода и всеобщее счастье. Революция – не конец борьбы. Раньше нам казалось, что в США наступит такой день, когда все будут жить счастливо. Но

революция – это не спринт. Не стометровка. Это как марафон, в котором все время отодвигают финишную линию.

Ты бежишь, бежишь, но бег никогда не прекращается. И мы все еще бежим. Все.

У нас за последние четыре года столько успехов и столько побед, которых мы не ждали. Но вместо ощущения победы чувство, что нас переехал асфальтовый каток, превратив нас в блин. Но что же, лежать блином или попытаться себя как-то соскрести, подняться? Ведь гарантировано, если опустить руки, если будешь лежать блином, то и те, кто окружает тебя, твои друзья тоже будут блинами и вся твоя жизнь будет такой же плоской и раздавленной.

Ну, пока забег, можно сказать, в разгаре: Мубарак в коме, в кресле президента - исламист, сторонники светского развития страны разочарованы, экономические показатели пошли вниз. Вы во всем этом видите какой-нибудь позитив, кроме восторга людей на площади, который так живо нам показали?

Никогда не знаешь, подвинется ли стена, пока не попробуешь ее толкнуть. Люди в Египте толкнули стену и она отодвинулась. Но на следующий день обнаружили, что часть стены все еще на прежнем месте и Военный совет по-прежнему контролирует ситуацию.

Продолжая смешивать метафоры, можно сказать, что дракону отрубили голову, но дракон остался на прежнем месте. И что, нужно сказать, что это неудача? Надо сказать: «Я теперь буду под одеялом в собственной кровати лежать и ничего не делать»?

Глядя на ситуацию в Египте сегодня – логично и здраво быть разочарованным. Но когда видишь таких людей как Шариф, который вернулся в Египет (хотя в Штатах он имел 20 предложений спокойно работать), не сомневаешься – позитивные изменения есть.

Как связаны разные революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке между собой? Новые медиа? Эффект домино? Что-то другое?

Связь конечно есть. Я не достаточно хорошо осведомлен, чтобы ответить на этот вопрос как геополитик, как ученый. Вот Шариф, наверное, смог бы. Здесь стоило бы поразмышлять на тему, почему одни революции США поддерживают, а другие - нет, и как вообще они это решают. Можно посмотреть, например, на такие страны как Бахрейн, где люди претерпевают те же самые лишения, что и в Египте. Из них там просто выбили дух, никто им не помог. А рядом Саудовская Аравия, в которой присутствуют Соединенные Штаты. Что вы об этом думаете? У меня четкого ответа, к сожалению, нет.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).