В четверг в информагентствах появилось несколько анонимных сообщений о новом повороте в отношениях России и Парижского клуба кредиторов. Из них, с разной степенью достоверности, следует, что
1) Россия уже просрочила ряд платежей по советскому долгу, которые приходились на первые числа января;
2) в ответ на декабрьское письмо председателя Парижского клуба российскому Минфину, где он просил подтвердить выплату долгов в 2001 году, Минфин в конце декабря направил письмо, в котором заявил о невозможности полных выплат, - следовательно, с нашей стороны консультации о новой реструктуризации долга можно считать открытыми, хотя Парижский клуб своей на то воли пока никоим образом не выражал;
3) с предложением не платить Парижскому клубу в первом квартале этого года выступил вице-премьер Алексей Кудрин, и оно было поддержано председателем правительства.
Итак, предлагавшийся вопреки позиции Михаила Касьянова и Алексея Кудрина вариант советника президента Андрея Илларионова - "платить по полной программе" - окончательно отвергнут. Правительство, как отметил в интервью "Полит.ру" заместитель гендиректора Бюро экономического анализа Евгений Гавриленков, сделало попытку проверить, "насколько негативной будет реакция кредиторов". Выплатить деньги в январе-феврале было бы несложно, так как "платежи там крайне мелкие", а бюджет прошлого года исполнен с достаточным профицитом. Но правительство не хотело создавать прецедент выплаты. Полуофициальное заявление об отказе от выплат направлено на то, чтобы протянуть месяц до приезда миссии МВФ. Кроме переговоров с МВФ, правительство может ссылаться на достигнутое в конце года двустороннее промежуточное соглашение с Германией о погашении долга активами.
Отказ правительства от выплат клубу в январе 2001 года не является вынужденным. Кабинет министров неоднократно заявлял, что полное погашение долга, вопреки Илларионову, в случае снижения цен на товары российского экспорта невозможно. Однако судить о годовых тенденциях по первым дням преждевременно. Поэтому настойчивое приглашение к реструктуризации можно считать элементом собственной программы действий правительства. Спор о том, попала ли теперь Россия в состояние технического дефолта, или же наличие переписки с клубом и вялотекущее общение с МВФ свидетельствует об отсутствии техдефолта - чисто терминологический. Иностранным кредиторам должно быть совершенно очевидно, что, как и в 1998 году, российское правительство самостоятельно избрало не самый простой вариант погашения госдолга. В то же время учитывая, что реструктуризация при прочих равных выгодна кредитору, и принимая во внимание не слишком удачный опыт заключения Россией предыдущих соглашений, иностранные кредиторы едва ли сочтут себя сильно обиженными.
В противостоянии с президентской администрацией по долговому вопросу премьер-министру удалось отстоять свою позицию. Теперь ему осталось доказать ее правильность кредиторам. А серьезной внутренней критики, как показал прошлогодний опыт соглашения с Лондонским клубом, не будет. За снижение тяжести текущих выплат общество охотно прощает правительству их перенос на будущее.