будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Мир
Левкин Андрей

Россия-Украина, неформальность навсегда

Россия-Украина, неформальность навсегда
utki_1.gif
Иллюстрация: Сергей Елкин

В Ялте 12 июля проходит заседание украинско-российской межгосударственной комиссии (взглавляют - президенты). В последний год отношения стран были так упакованы в единственную тему, "газовый договор", что могло показаться, будто они уже строятся исключительно на строго формальных основаниях. Но уже и по повестке заседания видно, что все не так.

Собственно, то, что комиссия не собиралась два года – прямой следствие газовой истории: никак не могли договориться. Не договорились и теперь, но там полно других тем, с которыми надо было что-то делать, в конце-то концов. Причем, они любопытны, несмотря даже на то, что будут касаться такой формальностей, как демаркация границы. В том и дело, отношения стран до сих пор остаются чрезвычайно неформальными.

За исключением газа. Там все строго при своем, России выгоден контракт, Украина не предлагает ничего такого, чтобы Россия не теряла свои доходы – конечно, такой вариант ничего не сообщает о ее выгодах. Мало того, "Коммерсант", сославшийся перед заседанием комиссии на анонима с украинской стороны , представил ситуацию так, будто Украина прекратила попытки договориться,  утешая себя тем, что по прогнозам цена нефти высоко не полезет, так что и цену на газ можно будет как-то пережить (она определяется формулой, которая пляшет от цены нефти). Еще шесть лет осталось пережить, да. Собственно, это тоже не вполне формально и даже интимно – разве что интимность несколько брутального свойства - ну это же "Газпром". Но о газе на комиссии говорить не будут.

Тузла

Главными пока выглядят договора по демаркации границы. Но это только звучит сухо, а внутри там страсти, по крайней мере - бывшие. "Коммерсант" уже сообщил, что госграница в Керченском проливе "пройдет по линии, совпадающей с украинской переговорной позицией или близкой к ней". А именно, на украинской территории останется остров Тузла и судоходный Керчь-Еникальский канал. По Азовскому морю будет  компромисс - итоговая линия границы будет проведена между запросными позициями Украины и России: "Договор разделит между государствами также нефтегазоносную площадь Палласа в Черном море, открыв тем самым возможность для совместной разведки и добычи углеводородов".

Все тихо и спокойно, а между тем в 2003 году на Тузлу даже бронетехнику начинали завозить. Тогда Россия в лице администрация Краснодарского края, а именно - А.Ткачева как бы обеспокоилась  разрушением береговой линии Таманского полуострова из-за размыва части косы. И стала достраивать дамбу в направлении Тузлы. Там в чем дело – в щель между Тузлой и Таманским п-вом ничего толковое не пролезет, а за проход по Керчь-Еникальскому каналу Украина берет деньги. (на карте, которая ниже, канала почти не видно - он там левее и выше, между Тузлой и Керчью). Но если Тузлу воссоединить с Россией, то ситуация изменится. Конкретно геополитическая. Ну, Украина расценила строительство как посягательство на суверенитет. В чем имелся некий резон.

Собственно, дамба там была еще при СССР, ее просто стали удлинять, причем удлинение должно было неминуемо закончиться выходом на линию госграницы, имея на уме воссоединение Краснодарского края с островом Тузла. В итоге всех страстей 2003-го строительство дамбы было остановлено за 102 м от линии государственной границы (ну а там еще метров 200 до острова). Потом Путин и тогда еще Кучма подписали Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. При этом вопрос о российско-украинской границе и о режиме Азовского моря так и остался неурегулированным. И ничего, десять лет прошло – никаких проблем.

В той истории самым активным был не А.Ткачев, а г-н Рогозин, который лично приезжал удлинять дамбу, чтобы по факту включить ее состав Державы. А когда стройку остановили – все равно говорил, что правда восторжествует, в смысле – это не дамба и Тузлинскя коса, а именно что одна сплошная коса, которая немного размылась со временем, но природа свое возьмет и намоет ее обратно. В российскую пользу, конечно – кому же еще может принадлежать часть суши, отпочковавшаяся от Краснодарского края? Также Д.Рогозин жаловался тогда журналистам на приостановку строительства: "мы идем на некоторые шаги, которые создадут реальную угрозу национальной безопасности России, в частности, когда на рейде Таганрога будут стоять натовские корабли".

Чего и с какой стати тогда эта тема действительно возникла – неведомо. Ну вряд ли затем, чтобы дать Рогозину и его "Родине" дополнительные голосов на выборах 2003-го года. Вот на этом ролике все очень обеспокоены. А.Ткачев сообщает, как ему только что позвонил М.Касъяснов с требованием приостановить строительство, пока президенты не договорятся, обещал ее непременно возобновить и косвенно признал, что дело не тольков  экологии. А некие энтузиасты соорудили сайт, где в хаотичной форме сложено все подряд про Тузлу - оттуда карта 1989 года и взята.

Тузла с тех пор так и затухла, но там всегда найдется повод о чем поговорить. В 2005 году, уже при Ющенко Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, которые используют российский ЧФ. Загадочным образом эта идея появилась ровно во время очередного конфликта между Россией и Украиной по поводу цен на газ. А 13 января 2006го руководство ВМФ России обвинило Украину в захвате ялтинского маяка, используемого ЧФ (руководство ялтинского порта не допустило к маяку его начальника). Главком ВМФ Масорин назвал все это провокацией и недружественным актом, напомнив, что ялтинский маяк является объектом ЧФ России. Украина в ответ назвала это провокацией и дезинформацией, поскольку навигационные объекты в Крыму - собственность Украины, тем более, что во всех документах отмечается, что ответственность за безопасность судов в регионе несёт только Украина. Но и тогда все успокоилось без военно-стратегических последствий.

Черноморский флот в нынешней повестке тоже присутствует, но это тоже вечаня тема. Говорится, что в пакете комиссии есть бумага, которая регламентирует порядок передвижения военнослужащих и военной техники ЧФ вне границ их дислокации. Но по все тому же поводу 2006-го года (а он не снят) - об инвентаризации имущества воинских баз плюс - о модернизации флота ЧФ РФ продвижений нет. Да, давно уже затихла тема передислокации ЧФ в Новороссийск. Это, впрочем, понятно – зачем этим заниматься после харьковских соглашений, существенно  продливших срок нахождения ЧФ в Крыму.

С 2006 года все было тихо и миролюбиво. Сейчас осталось не вполне понятно, что именно будет в договоре по поводу Тузлы, то есть Керчь-Еникальского канала. В смысле, если он подлежит совместному использованию, то Украина потеряет доходы от лоцманской и навигационной деятельности. В 2003 считалось, что цена вопроса примерно $200-300 млн. в год. Но если Украина останется сейчас без этих денег, то это явно не плюс власти перед осенними выборами.

Так или иначе, несмотря на все страсти и, в общем, при отсутствии формальных уложений, все как-то обустроилось и 10 лет прошли без потрясений по данному поводу.  

Условно российская Зориновка

Второй случай уже такой неформальный, что практически интимный. "Российские железные дороги" накануне предложили перенести российско-украинскую границу, чтобы сохранить контроль над участком железнодорожной ветки длиной около 30 километров. В РЖД утверждают, что они разработали соответствующий проект межправительственного соглашения. Так что это заявление вполне могло быть сделано ровно накануне заседания комиссии.

Речь идет об участке на границе Ростовской (РФ) и Луганской (Украина) областей. Ветка эксплуатируется Юго-Восточной и Северо-Кавказской железными дорогами РЖД. На протяжении 30 километров участок несколько раз пересекает российско-украинскую границу. РЖД  планировали построить ветку в обход Украины, но все-таки предпочли попробовать договориться о пересмотре границы. В обход там затратно строить. Разумеется, это типичная проблема, возникшая после распада СССР.

Красная точка на карте – как раз Зориновка. Видно, что и в самом деле идет себе железная дорога почти прямо, а граница прыгает вокруг нее туда-сюда: вот, вдруг какой-то резкий выступ вправо. Ну, в СССР районы не по жд нарезали, разумеется. В общем, если рассуждать государственно, да и глядя на карту – все серьезно, а на деле, кончено, как-то все обустраивается по –домашнему.

Причем, как уж совершенно интимно сообщено в Википедии: "РЖД контролирует станцию Зориновка", и даже так: "РЖД неофициально арендует Зориновку и железнодорожные пути у местного сельского совета. При этом имущество станции и пути не числятся на балансе ни одной компании или государственного органа".

Впрочем, посадка пассажиров на Зоряновке не происходит из-за отсутствия пункта пограничного контроля. Предложение РЖД логично, но непонятно - вот они как-то учитывают, что какое-то количество людей по факту вдруг поменяет страну проживания и что им с этим делать? Сомнительно, чтобы эта тема волновала перед принятием стратегических решений. Ну, сколько их там и, к тому же, они двадцать лет живут в этих нетипичных обстоятельствах. Надо думать, уж разбираются как-то по свойски и что тут изменится?

Но вот, теперь неформальные отношения решили кое-где кодифицировать. Но вряд ли это возможно повсеместно. При такой-то общей границе, при этакой общей истории (ах, это только на тему "хозяйственных связей")… Неформальность отношений никуда не денется, так и будет все определять на этой границе. За вычетом "Газпрома" разумеется.

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).