будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Мир
Левкин Андрей

Россия - за базы НАТО возле своих границ

Россия - за базы НАТО возле своих границ
provod
Фото: А.Левкин

Фотография под заголовком - Рига на прошлых выходных. Фото не имеет в виду искусство и т.п.: обратить внимание следует на количество конденсационных следов над домом. В Риге так не бывает, а теперь - есть. Это - следы американских и британских самолетов, которые прилетели патрулировать воздушное пространство Балтии - в связи с известными событиями. А затем было и натовское заседание в Брюсселе.

На нем альянс объявил о приостановке любых видов гражданского и военного сотрудничества с Россией из-за российской оккупации и аннексии Крыма. Причина была озвучена еще накануне. Генсек НАТО Фог Расмуссен констатировал, что "агрессия России против Украины кардинальным образом изменила систему безопасности в Европе".

Было принято и заявление, в котором Россию призвали "принять немедленные шаги …для возвращения к нормам международного права", были и слова о приостановке сотрудничества с Россией. Без контекста тут не разобраться.

За неделю до этого

26 марта Председатель Еврокомиссии Баррозу заявил, что страны ЕС "хотели бы надеяться, что необходимости в третьей фазе санкций против России, то есть широкого круга экономических мер, не возникнет, но готовы отстаивать стабильность в Европе". В общем, тут ЕС по факту как бы признал ситуацию, возникшую после Крыма и публично сообщил что следующие действия с их стороны будут только в случае, если Россия захочет добавить к Крыму что-нибудь еще.

Баррозу не был конкретен. Единственное, что он сообщил внятно - то, что третья фаза включает широкие санкции, "при этом ни одна сфера экономики не исключена априори из рассматриваемых вариантов". Но тут конкретнее оказался еврокомиссар по энергетике Оттингер, в интервью Die Zeit: "Если мы не подготовим эти меры на случай дальнейшего обострения ситуации, Путин, скорее всего, посчитает приемлемым обратить взор и на другие соседние регионы".

Действенным средством Оттингер считает замораживание заграничных счетов кое-кого - чтобы насолить окружению Путина. Если это не подействует, то "настанет черед продукции военного назначения, высокотехнологической продукции и банковских услуг". Причем, Оттингер назвал и отрасли, которые санкциям не подлежат. Да, можно прекратить импорт российской нефти: "существует мировой рынок нефти, и Европа может перейти на других поставщиков", пусть цена и вырастет. С газом иначе: "Некоторые европейские государства целиком зависят от поставок газа из России, и если санкции все же коснутся газового сектора, то будут затронуты интересы отдельных стран". Пока он утешает ЕС тем, что еще "нет никаких признаков того, что какая-либо из сторон собирается использовать газ в качестве средства политической борьбы".

Вывод, собственно, в том, что на Западе уже сообразили, что проблема не в отношениях России и Украины, а уже в их собственных отношениях с Россией. Украина будет у них проходить только по остаточному принципу и в этой связи. Но главное - уже другое. И все дело становится медленным. Случай Крыма - тактический, а тут изменяется вся схема отношений. И в этом варианте будут уже не битвы политических лидеров сторон типа тыц-тыц. С российской-то стороны все именно так, но с западной - уже институции и медленное изменение кучи позиций. Они, похоже, приняли решение и теперь будут не спеша работать в новой рамке. 

В Брюсселе во вторник

Вот Расмуссен и сообщил, что "Агрессия России против Украины бросает вызов нашему представлению о единой, свободной и мирной Европе. Сегодня мы продемонстрируем нашу верность идеям коллективной обороны".

Собственно, чтобы не полагаться на нюансы перевода, оригинал соответствующего пункта уже в принятом заявлении:
2. Our goal of a Euro-Atlantic region whole, free, and at peace has not changed, but has been fundamentally challenged by Russia.  We support the sovereignty, political independence, and territorial integrity of all states within their internationally recognised borders.  An independent, sovereign, and stable Ukraine, firmly committed to democracy and respect for human rights, minorities, and the rule of law, is key to Euro-Atlantic security. 

Что касается приостановки отношений, все просто: "We have decided to suspend all practical civilian and military cooperation between NATO and Russia. Our political dialogue in the NATO-Russia Council can continue, as necessary, at the Ambassadorial level and above, to allow us to exchange views, first and foremost on this crisis. We will review NATO’s relations with Russia at our next meeting in June".
Объявляется приостановка любых видов гражданского и военного сотрудничества с Россией. Политический диалог "может сохраниться" (то есть, если Россия не против) на уровне послов - для обмена мнениями. В первую очередь и прежде всего - по поводу кризиса. Отношения с Россией НАТО пересмотрит и на следующей встрече министров иностранных дел, в июне.

В Брюсселе же, но неформально

Вне рамок документа (то есть в кулуарах и с журналистами) министры НАТО решили не направлять пока доп. контингенты в страны, граничащие с Россией. По словам Расмуссена, пока лучше действовать "дипломатическими и политическими путями". Впрочем, еще раз было уточнено о том, что тема "коллективной защиты" вне обсуждений: "We will continue to provide appropriate reinforcement and visible assurance of NATO’s cohesion and commitment to deterrence and collective defence against any threat of aggression to the Alliance". Ну, собственно, самолеты в странах Балтии появились еще до встречи.

У этой темы есть и расширение: Польша и Балтия хотели бы, чтобы на их территории появились постоянные базы НАТО (эстонцы уже предложили аэродром). В Альянсе по этому поводу прикинули, что это "возмутит Москву, которая ссылается на неформальное соглашение, заключенное во время расширения НАТО на восток, согласно которому альянс не будет размещать базы на территории своих новых членов".

Но в брюссельском заявлении есть пункт 5, который это возмущение снимает - вот чисто по возникшему прецеденту: "5. Over the past twenty years, NATO has consistently worked for closer cooperation and trust with Russia. However, Russia has violated international law and has acted in contradiction with the principles and commitments in the Euro-Atlantic Partnership Council Basic Document, the NATO-Russia Founding Act, and the Rome Declaration. It has gravely breached the trust upon which our cooperation must be based".

То есть - 20 лет НАТО работал на отношения и доверие с Россией. Тем не менее, Россия нарушила международное право и, мало того, базовые документы по отношениям с НАТО. Доверие, на котором все должно было строиться, накрылось. Ну вот Лавров заявлял, что у России "нет никаких намерений или желания вводить войска на украинскую территорию", Чуркин повторял то же самое, а войска подтягивались к границе. А Путин 4 марта на встрече с журналистами точно так же говорил, что не имеет идеи забрать Крым:
"ВОПРОС: А как Вы представляете себе будущее Крыма? И рассматривается ли вариант его присоединения к России?
В.ПУТИН: Нет, не рассматривается".

Ну ладно, это стенограмма (типа развести журналистов и не выдать Военную Тайну), но вот же и самое массовое СМИ 4 марта уведомляло об этом со всем возможным пафосом весь российский народ и не только его:

И вот какие уж тут тогда "неформальные соглашения" двадцатилетней давности. И, собственно, как Западу с Россией сейчас вести дела - при таких-то пируэтах?

Политика "тыц-тыц" и не "тыц-тыц"

Для российской внешней политики теперь как бы развилка. Все действия происходили в быстреньком таком времени: никто не то, что сообразить не мог, но и о новостях узнавал наутро. Такую политику легко производит одно лицо, лидер. Ему даже не нужна поддержка ни МИДа, ни представителя в ООН. Но теперь-то надо перескакивать в другое время, в медленное и стратегическое. Тут лидера уже мало, нужны институции. Не Госдума и Совфед, конечно. И не Миноброны. Тогда это кто? Только МИД?

Но МИД же та-а-акое вытворяет. Вот, и месяца не прошло, как там сообразили каким именно способом ответить на упреки в попрании "Будапештского меморандума" (об этом говорили недолго, в самом начале Крыма - когда еще просто недоумевали происходящему, поскольку как-никак согласно Меморандуму Россия является гарантом территориальной целостности Украины). Оказывается, "Россия на саммите ОБСЕ в Будапеште в 1994 г. и в ходе мероприятий "на полях" этого саммита не брала на себя обязательства принуждать часть Украины оставаться в ее составе против воли местного населения, а положения Будапештского меморандума не распространяются на обстоятельства, ставшие следствием действия внутриполитических или социально-экономических факторов". 

То есть, отсюда следует, что в данном случае Россия не имела отношения к обстоятельствам и прочим вежливым людям. Более того,"утрата Украиной территориальной целостности стала результатом сложных внутренних процессов, к которым Россия и ее обязательства по Будапештскому меморандуму отношения не имеют". То есть, Россия еще и не имеет отношения к утрате Украиной территориальной целостности.

Все это было бы даже красиво, но зачем же было пускаться в дальнейшие объяснения: Оказывается, в Будапеште "одновременно с меморандумом было принято совместное заявление руководителей России, Великобритании, США и Украины, в котором, среди прочего, подтверждалась значимость обязательств в рамках ОБСЕ, призванных противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма. Украинская сторона эти обязательства не выполнила и на протяжении многих лет попустительствовала росту крайне агрессивного национализма". Ну, типа, и упс! - все по высшей справедливости, осуществляющейся неисповедимым образом.

И, наконец, окончательный шедевр: "Общим элементом Будапештского меморандума и концепции "негативных гарантий" в классическом ее понимании является только обязательство не применять и не угрожать применением ядерного оружия против неядерных государств". Тут МИД РФ и подвел черту, добавив, что Украине применением ядерного оружия не угрожали. Ну и вот как же им работать в длинном времени, завися не только от указаний лидера?  

Тем более любопытно, какие именно аргументы МИД РФ выставит против темы баз НАТО в Польше и Балтии, на что будет ссылаться и о чем при этом вообще думать?

 

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).