будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Мир

Россию не пригласили на ближневосточный саммит. Потому что российская внешняя политика является внутренней

Итак, российские миротворческие усилия на Ближнем Востоке остались столь же невостребованными, как и предыдущие попытки поучаствовать в югославском урегулировании. В обоих случаях неприятное впечатление возникло именно вследствие явного желания оказать заметное влияние на ход событий, с одной стороны, и вежливого уклонения от российского посредничества, с другой. Легко заметить, что отнюдь не все страны предлагают свою посредническую роль в возникающих то тут, то там конфликтах. И тем избавляют себя от неприятности получать вежливые и твердые отказы.

Вообще, российский МИД в настоящее время в целом остается верен "доктрине Примакова", считавшегося по некоторым причинам очень хорошим министром иностранных дел и шагнувшим потому из иностранных министров - прямо в премьеры. Доктрина Примакова заключалась в использовании традиционной советской системы внешнеполитических приоритетов, по преимуществу антиамериканской, в новых политических обстоятельствах. Для полномасштабного противопоставления себя Соединенным Штатам у России, понятное дело, ресурсов нет, однако, вклиниваясь в конфликтные ситуации, в которых Соединенные Штаты стремятся играть доминирующую роль (по большей части не слишком успешно), и создавая им определенные дополнительные трудности, Россия получала плацдарм для торга на других направлениях и заставляла с собой считаться, по крайней мере - оказывать себе внешние знаки уважения как игроку международного политического пространства.

И это - самое главное. Ибо эти знаки и намек на эту международно-посредническую роль имеют прежде всего внутреннее употребление. Евгений Максимович Примаков возглавлял внешнеполитическое ведомство с 1996 по 1998 год, и, оглядываясь на этот период, достаточно сложно сказать, каких внешнеполитических успехов добилась Россия в то время. Напротив, заметно, что это были годы плавного и планомерного ухудшения отношения Западом. С другой стороны, прожекты установления особых отношений с Ираном, Китаем и Индией, из которых предполагалось сформировать антиамериканский полюс влияния, окончились совершенно ничем. Также как и попытки сыграть на антиамериканских импульсах "европейской безопасности". Однако антиамериканизм и рассчитанная преимущественно на внутреннее употребление имитация собственной международной значительности имели тот результат, что сформировали Примакову имидж не просто блистательного дипломата, но мудрого и мужественного рыцаря национальных интересов России.

А, в действительности, - лишь усложнили положение страны на международной арене, приучив всех возможных партнеров к абсолютной конъюнктурности и размытости ее внешнеполитических целей и интересов. Ибо доктрина Примакова, повторимся, предполагала именно игру на чужих противоречиях, а потому - и неминуемую мягкую сдачу очередного "подзащитного". Разительным примером оказалась именно ближневосточная коллизия. Инстинктивно поддержав палестинцев, Россия фактически лишилась реального союзника - страны, которая, одна из совсем немногих, сочувствует трагическому узлу российской кавказской политики. В то же время эта поддержка оказалась ничуть не нужна палестинским политикам, чьи интересы на сегодня гарантированы прежде всего президентом Клинтоном, а потому и не нуждаются в антиамериканском противовесе.

Удовлетворение внутреннего спроса на самолюбование выглядит в определенной степени вполне прагматическим выбором властей: не такая уж и дорогая цена для успокоения издерганного и дезориентированного электората. Тем более что, как показывают опросы, безусловное одобрение внешнеполитической деятельности является одним из важных элементов путинского рейтинга. Однако несколько шизофреническая привычка к самообману, к сожалению, редко локализуется в отдельных зонах самосознания личности или социума. И наоборот - осознание собственных интересов и, соответственно, обретения самоидентичности неизбежно связано с мучительным отвыканием от детской привычки мыслить себя Сельвестром Сталлоне или Наоми Кэмпбелл.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).