Чем нынешняя кампания по выборам губернаторов отличается от предыдущей?
Складывается впечатление, что власть несколько изменила приоритеты. Если раньше выборы губернаторов были чрезвычайно важны для власти и им придавалось первостепенное значение, то сейчас Кремлю важнее, кто будет назначен в Совет Федерации от тех регионов, где проходят выборы. На мой взгляд, это принципиальнейшее отличие данной предвыборной кампании от предыдущей. Это касается содержания, что же касается формы, то все, в общем, довольно стандартно и ожидаемо.
Действует ли сейчас набор стереотипных ролей кандидатов, таких как "рука Москвы" или "крепкий хозяйственник"?
Думаю, что нет, потому что понятно, что по большому счету губернаторы нового созыва принципиально отличаются от прежних. Губернаторы нового созыва - это скорее председатели облисполкомов в советской модели. С появлением института представителей президента в федеральных округах, хочешь не хочешь, любой вновь избранный губернатор будет хозяйственником. Крепким или не крепким в зависимости от того, насколько у него хватит профессиональных способностей.
Можно ли отметить общие черты в региональных компаниях?
Общее место - превосходящее предыдущие компании количество грязи, которую претенденты выливают друг от друга.
Как можно объяснить такие политические альянсы, когда, к примеру на Сахалине, коммунисты и СПС поддерживают одного кандидата, а "Яблоко" другого?
Далеко не всегда в регионах кандидаты, разворачивающие знамя той или иной партии, на самом деле являются реальными представителями этой партии. Отсюда мы имеем огромное количество партий-двойников в регионах, когда существует по два "Единства", по два "Яблока".
Как в таком случае изменилась роль партий?
Я бы сказал, что роль партий на губернаторских выборах у традиционных партий типа коммунистической ничуть не изменилась. То есть они так же двигают своих кандидатов, или играют против всех, если они их не устраивают. Сложившееся в период прошлой думской кампании "Единство" однозначно ориентировано на представительство в будущем Совете Федерации. Альянс СПС и "Яблока", на мой взгляд, переоценивает значение нынешних губернаторских выборов.
Как структурированы системы поддержки на уровне региональных финансовых элит?
Меня удивляет, что в эту предвыборную кампанию региональные элиты разучились "дружить против". Когда, как это было в Удмуртии, региональные элиты собираются составить конкуренцию действующему главе администрации, период принятия решения о кандидате от элит затягивается настолько, что реального конкурента региональные элиты выставить не могут. Примеров тому масса. Это не только президентские выборы в Удмуртии, это и ситуация с мэром города Сочи, или выборы в Псковской области. Разобщенность региональных элит в выборе противовеса действующему губернатору - тоже отличительная черта выборной компании.
Что должен сделать действующий губернатор, чтобы лишиться шансов на переизбрание?
Чтобы действующий губернатор не смог переизбраться, он должен довести свой регион до такого плачевного состояния, что это станет очевидным даже при низкой активности избирателя. Либо не предпринимать никаких ярких ходов в случае, если против него ведется кампания серьезным конкурентом. На самом деле у действующих губернаторов главных конкурентов два. Первый называется "против всех", а второй "голосую ногами".
Какой комплекс предложений должен сделать кандидат федеральной власти для того, что бы его поддержали в администрации президента?
Судя по моей информации, Кремль не пытается очень сильно рулить процессом губернаторских выборов, сконцентрировавшись на институте полпредов и на новом составе Совета Федерации.
На что могут рассчитывать такие фигуры, как иркутский или приморский губернаторы?
У меня лично складывается ощущение, что этим людям придется побороться за свои посты опираясь на собственные силы.
(подготовил Евгений Натаров)