Сейм Латвии после 13-часового обсуждения ратифицировал Конвенцию Совета Европы по защите национальных меньшинств. Как сообщает "Интерфакс", конвенция была одобрена с двумя существенными оговорками. Первая - называть улицы разрешено только на государственном латышском языке. Вторая - запрещено использовать языки нацменьшинств в работе государственных структур. То есть латышский язык признается в Латвии единственным государственным, только его можно использовать в деловом общении и государственных документах.
Наибольшие споры в сейме вызвал вопрос определения "нацменьшинства". В конце концов было решено, что национальные меньшинства - это латвийские граждане, которые в смысле культуры, религии или языка отличаются от латышей, хотят сохранить и развивать свою культуру, религию и язык, но в нескольких поколениях живут в Латвии и считают себя принадлежащими этому государству и обществу.
Конвенция будет касаться только имеющих гражданство Латвии. Таким образом, примерно 450 тысяч русскоязычных граждан, которые имеют статус неграждан, фактически выведены из-под действия этого документа, несмотря на возражения ПАСЕ. В апреле этого года Совет Европы заявил, что примет меры против реваншизма в Прибалтике. Прежде всего угроза относилась к Латвии, где в последнее время усилилось прославление бывших эсэсовцев и ведется активная кампания по свертыванию образования на русском языке.
Конвенцию о защите нацменьшинств Латвия подписала 10 лет назад, но не ратифицировала. Вопрос сдвинулся с мертвой точки лишь 17 мая этого года, когда кабинет министров передал в сейм законопроект о ратификации.
Защитники русскоязычной общины в Латвии уже заявили о своем несогласии с одобреенной сегодня конвенцией. Накануне российский МИД выступил с осуждением конвенции, однако в Риге отказываются признавать, что документ ущемляет чьи-то права: "Русские, безусловно, входят в понятие "нацменьшинств". Но только те, кто являются гражданами Латвии. Нет ни одного государства, которое "вводит" неграждан под действие конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств, - сказал "Известиям" глава комиссии сейма по международным делам Александр Кирштейнс. - В Швеции, например, к меньшинствам относятся только те, кто живет на шведской территории с XIX века. В Люксембурге (где 40% неграждан) и в Лихтенштейне (где их 34%), принимая конвенцию, сделали специальную оговорку, что у них вообще нет нацменьшинств. Согласно европейскими нормам, люди, приехавшие в другую страну в 1960-1970-е годы, не являются меньшинством, а относятся к категории мигрантов. Их защищает конвенция ООН по правам человека. Но это другой документ. Кроме того, Латвия выполнила гораздо больше, чем требует конвенция".
Сегодня российский МИД назвал профанацией ратификацию Латвией Конвенции Евросоюза о защите национальных меньшинств.
Отношения России со странами Прибалтики, особенно с Латвией, в последнее время резко ухудшились. От России безуспешно требуют признать факт оккупации стран Балтии после Второй мировой войны и выставляют по этому поводу огромные материальные претензии. Президент Латвии также настаивает на том, чтобы Россия осудила пакт Молотова-Риббетропа, который был подписан в 1939 году между СССР и Германией и фактически определял сферы влияния сторон. Кроме того, между Россией и Латвией так и не решен территориальный спор. По этому поводу президент Владимир Путин произнес недавно очередную крылатую фразу: "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши".
В Латвии власти начали войну даже с таким невинными русскими символами, как матрешка, попытавшись ограничить торговлю этими сувенирами в центре латвийской столицы и запретить распевание русских частушек уличными музыкантами, отмечает РБК. Кроме того, в ряду фактов ущемления прав русскоязычного населения можно отметить закрытие весной этого года крупнейшей русскоязычной газеты "Час".