На парламентских выборах в Грузии, которые наблюдатели называли тестом Михаила Саакашвили на популярность, победила пропрезидентская партия «Единое нацдвижение». По предварительным данным ЦИКа, в 150-местный парламент седьмого созыва войдут «Единое нацдвижение» с абсолютным большинством в 62,84% голосов, его главный конкурент «Объединенная оппозиция» с 13,63%, а также «Лейбористская партия» (6,12%) и «Христианско-демократическое движение» (8,06%).
При проходном барьере в 5% не попадают в парламент восемь партий. Из них только две набирают более 1% голосов избирателей – Республиканская партия (3,82%) и «Правый Альянс» (1%). Явка избирателей составила около 55%, при том что порог явки не предусмотрен. Окончательные итоги выборов будут подведены через 18 дней после окончания голосования.
Ранее были опубликованы результатами exit polls, согласно которым «Единое нацдвижение» получило более 63%, а «Объединенная оппозиция» набрала чуть больше 14%. Опрос избирателей проводила эстонская аналитическая группа Jaan Tonosson Insitute по заказу четырех грузинских телекомпаний – «Рустави-2», «Мзе», «Аджария» и Общественного телевидения.
Представители блока девяти оппозиционных партий утверждают, что, по данным их наблюдателей, оппозиционная коалиция получила более 33% голосов, а правящая партия – лишь около 31%.
Вечером 21 мая, на митинг в центре Тбилиси вышли, по данным Reuters, около 4 тысяч оппозиционеров, несмотря на обещание вывести 100 тысяч. Митинг продолжался около трех часов. Один из лидеров «Объединенной оппозиции» Гия Тортладзе заявил, что, если результаты Центризбиркома будут такими же, как и результаты exit polls, «власти обязательно получат народное восстание». Тортладзе назвал проведенные exit polls «явным признаком фальсификации выборов». По его словам, «власти станут жертвой» этих «экзит-поллов».
Впрочем, серьезных проблем с оппозицией у Саакашвили не ожидается. В ноябре прошлого года партии из «Объединенной оппозиции» действительно стали инициаторами массовых акций протеста, спровоцированных тем, что полиция в ноябре разогнала дубинками и слезоточивым газом массовые митинги и на месяц отключила независимое ТВ. Это вызвало шквал критики на Западе. Саакашвили уступил давлению, пошел на досрочные президентские выборы – и победил на них. Он был переизбран с результатом в 53%, чуть ли не вдвое меньше, чем в 2004 году, сразу после «революции роз». Тогда оппозиционеры тоже протестовали, однако постепенно их акции сошли на нет.
Парламентская предвыборная кампания в Грузии стала самой дорогостоящей за всю историю страны. Минута эфирного времени на ведущих грузинских телеканалах стоила от 10 тысяч долларов днем до 30 тысяч в прайм-тайм. Телекомпании были обязаны предоставлять бесплатно всем партиям по десять секунд каждый час и по минуте три раза в день.
В своей предвыборной агитации правящая партия делала акцент на проделанной работе, выдвинув главным лозунгом «Дело вместо болтовни», и на обещаниях улучшить жизнь в будущем. Телевидение демонстрировало сюжеты про новые дороги, мосты, школы, больницы, а чиновники в телеэфире много говорили о привлечении западных инвестиций и создании новых рабочих мест. Особенно часто в эфире появлялся президент Саакашвили. Оппозиционеры расценили это как использование правящей партией авторитета президента, «поскольку своего авторитета не хватает».
Агитационных роликов от оппозиции было существенно меньше – у нее просто нет средств на покупку эфирного времени. Правда, эти ролики не рассказывали о планах радикальной оппозиции в случае ее прихода к власти. Суть этих роликов сводилась к тому, что «в день выборов, 21 мая, режиму Саакашвили настанет конец». На этом и строилась вся предвыборная агитация оппозиции.
Единственное, в чем у власти и оппозиции, наблюдается согласие – это антироссийская риторика и критика «агрессивной» политики Кремля в том, что касается Абхазии и Южной Осетии. Этот тезис объединял в Грузии даже политических противников. В последнее время российско-грузинское противостояние вокруг непризнанных республик обострилось. После серии провокаций с грузинскими беспилотниками Москва объявила, что увеличит миротворческий контингент в зоне грузино-абхазского конфликта, будет оказывать экономическую помощь непризнанным республикам, а также предупредила, что готова применить силу для защиты соотечественников за рубежом. Тбилиси назвал эти шаги попыткой аннексии грузинских территорий. Главным болезненной точкой в отношениях двух стран является стремление Грузии в НАТО. По мнению некоторых наблюдателей, своей политикой в отношении Грузии и Украины Россия уже сознательно подталкивает эти постсоветские республики к вступлению в североатлантический альянс, но при этом стремится отыграться на спорных территориях.