Михаил Саакашвили после переговоров с президентом председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози в целом согласился с принципами урегулирования грузино-осетинского конфликта, которые были оглашены ранее в Москве. Однако, как сообщил журналистам Саркози, в текст были внесены «определенные изменения». Из него изъяли слова о международном обсуждении будущего политического статуса Абхазии и Южной Осетии. Вместо этого акцент был сделан на международные переговоры с целью обеспечения стабильности и безопасности в этих регионах.
Саакашвили пояснил, что вопрос обсуждения статуса Абхазии и Южной Осетии изъят из текста, «так как территориальная целостность Грузии – это неизменный принцип и нет необходимости вести дискуссию по данной теме». Кроме того, президент Грузии сказал, что указал «на необходимость интернационализации процесса обеспечения безопасности в зоне югоосетинского конфликта».
Грузия уже давно говорит о необходимости международных миротворцев в зонах конфликта с отколовшимися республиками. Во вторник, после того как президент РФ Дмитрий Медведев объявил о прекращении военной операции в Грузии, Саакашвили назвал российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии оккупантами. Российская сторона не лучшего мнения о грузинских миротворцах. Как говорил глава МИД Сергей Лавров «Они опозорили звание миротворцев, совершили преступление – стреляли в своих товарищей, с которыми они несли службу в миротворческом контингенте».
Во вторник, после пятичасовых переговоров, президент РФ Дмитрий Медведев и Николя Саркози огласили перед журналистами шесть принципов по урегулированию конфликта в Южной Осетии. Первый – не прибегать к использованию силы. Второй – окончательно прекратить все военные действия. Третий – свободный доступ к гуманитарной помощи. Четвертый – вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации. Пятый – вооруженные силы России выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. Шестой – начало международного обсуждения будущего политического статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.
При этом Саркози уклонился от ответа на вопрос, почему среди принципов мирного урегулирования отсутствует принцип территориальной целостности Грузии. Он заявил: «Нужно выйти из кризиса в регионе. Для этого необходимо прежде всего прекратить боевые действия. Мы находимся в экстремальной ситуации, проблема Осетии и Абхазии, да и в целом Кавказского региона является предметом многочисленных резолюций. Грузия является суверенным государством, и это важнейший из принципов разрешения грузино-югоосетинского конфликта». Тема смены режима в Грузии во время пресс-конференции не поднималась, хотя Сергей Лавров вчера недвусмысленно сказал, что «было бы лучше всего, если бы он [Саакашвили] ушел».
После того, как шесть принципов были согласованы Медведевым и Саакашвили, они будут представлены представлены на рассмотрение глав МИД стран Евросоюза, заявил на брифинге в Тбилиси Николя Саркози.
Скорее всего, Евросоюз будет настаивать на вводе в зону конфликта международных миротворцев. Этого же будут добиваться и США. Представитель государственного департамента США Мэтью Брайза заявил, что российская сторона должна «приготовиться и свыкнуться с тем фактом, что в зоне конфликта расположатся международные миротворцы».
Россия проиграла информационную войну
Напомним, что в стадию войны конфликт вокруг непризнанных республик перешел, когда Грузия 8 августа попыталась силой восстановить контроль над Южной Осетией. Грузинские войска начали обстрел Цхинвали и югоосетинских сел, объявив это «восстановлением конституционного порядка». В тот же день президент РФ заявил, что виновные в гибели российских граждан и миротворцев в Южной Осетии должны быть наказаны. Россия ввела в непризнанную республику свои войска, назвав это операцией по «принуждению к миру».
Международное сообщество сначала ограничивалось призывами сторон к миру, но когда из Грузии стали поступать сообщения о том, что российская армия обстреливает грузинские населенные пункты, США и страны Запада назвали действия Москвы «непропорциональными» и пообещали ухудшение отношений. Спор зашел так далеко, что наблюдатели заговорили о том, что российско-грузинский конфликт перешел в российско-американский.
К 12 августа российские войска направились вглубь территории Грузии, добравшись до города Гори, что в 60 километрах от Тбилиси. В то же день, перед началом переговоров с Саркози, Медведев заявил, что «агрессор наказан» и операцию по «принуждению к миру» пора заканчивать.
Мировое сообщество в ходе конфликта высказывало Грузии гораздо больше сочувствия чем России. Еще в самый разгар конфликта эксперты говорили о том, что информационная война была Россией проиграна с самого начала из-за устоявшихся на Западе клише относительно политики Москвы и слабой информированности о ситуации в Южной Осетии. В пятницу, 8 августа, Михаил Саакашвили на английском языке рассказывал CNN об агрессии со стороны России. А уже с субботы западные телеканалы показывали первой новостью горящий Гори, а нападение на Южную Осетию отошло на второй план.
Так, британская Times, комментируя события последних дней, пишет, что, несмотря на военное поражение, Грузия выиграла пропагандистскую войну. Газета отмечает, что грузинская сторона создала медиацентр, чтобы можно было постоянно вести репортажи из района, расположенного недалеко от линии фронта, а российская армия установила жесткие ограничения на доступ в Южную Осетию – в результате репортерам было сложно освещать ее действия. «По правде сказать, если бы грузинская армия действовала так же агрессивно, как и грузинские пиарщики, то война за Южную Осетию могла бы закончиться совершенно иначе», – полагает газета. Тем не менее Times признает, что Дмитрий Медведев, объявивший об окончании войны одновременно с прибытием в Москву президента Саркози, сделал удачный дипломатический шаг.