будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Мир
Сакоян Анна

Саммит НАТО: задачи и возможности

Саммит НАТО: задачи и возможности
20140829_140829a-003
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Фото: НАТО

4-5 сентября 2014 г. в Уэльсе состоится саммит стран НАТО. Руководство блока уже обозначило основные темы обсуждения и подчеркнуло значимость этого события в условиях нынешнего международного кризиса. Шквала публикаций в прессе по этому поводу не было, хотя консервативные издания интерес всё же проявили: там появились развернутые тексты, авторы которых так или иначе выражали надежду на то, что теперь, наконец, у НАТО появился шанс вновь стать влиятельной международной организацией, а не никому не нужным пережитком прошлого.

По случаю предстоящего саммита британская Telegraph опубликовала статью Майкла Грейдона (Michael Graydon), в прошлом главного маршала авиации Великобритании, написанную в соавторстве с историком и журналистом Эндрю Робертсом (Andrew Roberts). Этот текст представляет собой ряд рекомендаций британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону в преддверии события, которое представляется авторам наиболее значимым за весь период после окончания холодной войны: «НАТО и Запад сейчас впервые начиная с 1989 г. столкнулись с огромным количеством серьезных угроз».

Угрозы состоят в том, например, что Россия по всем признакам решила отстаивать свои интересы военными методами, то есть представляет собой опасность, в первую очередь, для стран, вступивших в НАТО относительно недавно. Одновременно с этим растущее влияние ИГИЛ стало угрозой миллионам людей на Ближнем Востоке. В Ливии царит хаос, не исчерпан конфликт вокруг Газы, Китай ведет себя экспансивно. Всё это неизбежно скажется на благосостоянии Соединенного королевства, поэтому необходимо принимать меры.

Дэвид Кэмерон это понимает, полагают авторы, поэтому он уже выразил мнение, что все державы, входящие в НАТО, должны противостоять России, укреплять принцип организации, согласно которому нападение на одного из его участников считается нападением на весь альянс, принимать срочные меры по урегулированию обстановки в Восточной Европе (то есть повышать обороноспособность) и, главное, добиваться того, чтобы все участники ЕС увеличили долю расходов на оборонную отрасль.

Здесь, считают авторы, важно, чтобы Британия осознала свою глобальную ответственность и сама подавала пример союзникам. В частности, необходимо, чтобы правительство увеличило оборонные расходы. «Наши вооруженные силы, - пишут авторы, - слишком малы, слишком разбалансированы, и у них много серьезных недостатков… Это говорит о том, что мы не в сильной позиции. Мы должны немедленно прекратить сокращение расходов на оборону… Если этого не сделать, то это будет значить, что защита страны – это вовсе не первостепенная обязанность государства и что она уступает по значимости обеспечению социальных нужд». Плюс такая решимость со стороны Британии послужит сигналом о серьезности намерений правительства – как для союзников, так и для оппонентов, в первую очередь для России.

Премьер-министру, по мнению авторов, также следует позаботиться о том, чтобы Британия последовательно удерживала введенные против России санкции. В этом смысле главная брешь в рядах НАТО – это Франция, которая не хочет отказываться от того, чтобы продать России военные корабли. Опять же, на саммите будет возможность в очередной раз убедить французских лидеров в том, что эта сделка не только неуместна, но и потенциально опасна.

Главная задача премьер-министра, считают авторы, – сделать так, чтобы по итогам саммита европейские страны, входящие в НАТО, перестали полагаться на оборонный потенциал США и  сплотились бы вокруг Британии как европейского лидера. А если этого сделать не удастся, то хуже будет и самому Североатлантическому альянсу, и Британии в частности, потому что тогда НАТО так и останется малозначительным и устаревшим институтом, не способным защищать своих участников. Кроме того, это еще сильнее подтолкнет США к политике невмешательства и дальнейшему дистанцированию от событий в Европе и на Ближнем Востоке, что плохо, потому что из-за этого Европа лишится сильного союзника. Таким образом, предстоящий «саммит НАТО дает британскому премьер-министру прекрасную возможность вернуть НАТО на позицию силы, которая необходима ввиду нынешних кризисов. Ради всех нас нужно во что бы то ни стало ею воспользоваться».

Симметричным образом в американской газете Washington Post появился материал Энн Эпплбаум (Anne Applebaum), в котором саммит представлен как последний шанс для Барака Обамы совершить нечто исторически значительное за время своего президентства. Лейтмотивом правления Обамы стали разговоры о том, что большинство его масштабных внутриполитических проектов сталкиваются с непреодолимым препятствием в виде разногласий в Конгрессе. В результате получаются в лучшем случае компромиссы, довольно далекие от того, что планировалось.

Однако у нынешнего президента США в распоряжении еще два года, а за это время, как показывает опыт, ситуация может радикально меняться: «два года назад никто не мог себе представить, что Россия будет воевать с Украиной», а «1948-1949 гг. оказалось достаточно, чтобы придумать, обсудить и набросать в исходный Североатлантический договор, положивший начало НАТО».

У Обамы есть два года на то, чтобы «переосмыслить, вновь оговорить и написать новый Североатлантический договор или, по крайней мере, переструктурировать НАТО так, чтобы организация снова стала функциональным организмом, а не пережитком холодной войны».

Начать можно уже на ближайшем саммите в Уэльсе – с отчетливого определения приоритетных задач НАТО, которые заключаются в противостоянии двум ключевым на настоящий момент угрозам: российской агрессии в Восточной Европе и исламскому фундаментализму на Ближнем Востоке и южнее.

Исходя из этого понимания, в НАТО считают нужным создать два командных центра, которые бы занимались разведкой и обороной, направленными на эти два источника угрозы, и упразднить все устаревшие центры и базы, унаследованные после холодной войны. Когда будут определены и сформулированы цели, нужно будет перейти к непосредственной подготовке к отражению дальнейшей экспансии: скажем, покушению в «крымском стиле» на территориальную целостность Латвии, гражданской войне в Ливии или падению Багдада.

Также нужно уделить особое внимание совершенствованию цифровой защиты стран НАТО. Наконец, «пора признать тот факт, что Россия, вероятно, уже нарушила несколько договоров о вооружениях, заключенных после холодной войны, в том числе тех, которые касались ракет средней дальности. Если это так, то и нам пора их нарушить. Запугивание работало в прошлом – оно может сработать и сейчас».

Вообще, заключает автор, пора начать относиться к встречам НАТО серьезнее. Это должны быть не постановочные саммиты, а живое обсуждение насущных проблем. И это как раз тот случай, когда Конгресс не сможет помешать Обаме делать то, что он считает нужным. А нужно собственно возродить и обновить НАТО. Таким образом, он наконец сделает нечто значимое – по крайней мере, во внешней политике.

Специалист по международной безопасности Люк Коффи (Luke Coffey), впрочем, выразил мнение, что главной темой саммита должно быть обсуждение действий НАТО в Афганистане, а вовсе не противостояние с Россией. «Это последнее лето перед тем, как НАТО завершит свои военные операции в Афганистане и сосредоточится на своей миссии по обучению, консультированию и поддержка афганских национальных сил безопасности (АНСБ)». Тут есть два значимых вопроса: финансирование АНСБ после 2015 г. и численность войск США и НАТО в Афганистане.

Необходимо учесть недавний опыт с Ираком и осознать, что окончание военных операций означает завершение миссии: нужно предотвратить повторение иракского сценария, когда после кажущегося установления мира события начали развиваться стремительно и непредсказуемо. Саммит НАТО представляет собой возможность обсудить и скоординировать дальнейшие действия стран-участниц в Афганистане, их статус относительно АНСБ, защиту Афганистана и финансирование дальнейшей миссии. Это, считает автор, очень ответственный момент, на котором следует сосредоточиться участникам встречи.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).