будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Саша Грей, «Лада» и «персонажный автор»

Саша Грей, «Лада» и «персонажный автор»
svoboda-politru-BIG_1371135840.600x450_q85

В западном обществе (сколь бы размытым ни было это определение) секс (сколь богатым на оттенки ни является это понятие) стал важной общественной и политической секулярной темой только в Новое время, с Веком Просвещения. До XVIII века он проходил в основном по ведомству церкви, сначала католической, а затем и протестантских – несмотря на то, что, конечно же, секс существовал как не-церковный сюжет в феодальном и раннебуржуазном обществах, но как обертон к главной религиозной теме: грехопадения и связанного с ним проклятия рода человеческого. Кажется, первым, кто вывел секс на арену классовой борьбы, был маркиз де Сад.

Как и во всех остальных идеологических сюжетах, де Сад довел здесь логику до предела: если существует сословное и имущественное неравенство, то оно должно быть воплощено во всех сферах жизни, в том числе и той, что касается (как писал еще один классик) живейшего из человеческих наслаждений. Книги, кулинария, секс – все становится инструментом реализации власти, власти безграничной, ибо нет Бога, который мог бы такую границу провести. Оттого знатные и богатые могут творить что захотят с бедными и простыми. При том, что де Сад вроде бы отрицал сословные перегородки (и был, безусловно, настоящим, быть может, единственным настоящим революционером времен Великой Французской революции), он делил общество на господ и рабов и хладнокровно, методично описывал, что проделывали первые со вторыми, реализуя свою безграничную власть. Секс был важнейшей частью конструкции тотальной власти, описанной де Садом.

Девятнадцатый век с его романтизмом (и литературным реализмом) развел секс с семьей и репродуктивной функцией, поместив его в поле острого и драматичного социального эксперимента. Секс – это возлюбленные, любовники, проститутки; каждая из этих ситуаций относится к социальному сюжету повышенного риска: юность, адюльтер (сколь бы он ни был банален), общественное изгойство. С этого момента униженные и оскорбленные, те самые, которые были по умолчанию столь безжалостно помещены де Садом в разряд жертв, берут реванш, хотя бы эмоциональный. Культ безрассудной тинейджерской влюбленности, нарушающей социальные табу (вечно переизобретаемый сюжет «Ромео и Джульетты»), Соня Мармеладова, прекрасные достоевские и тургеневские содержанки, наконец, мадам Бовари – все это революционеры, подрывающие благополучное, устоявшееся буржуазное общество.

В середине XIX века, в эпоху череды европейских революций, завершившихся Парижской коммуной, в эпоху появления «Манифеста Коммунистической партии» и работ Бакунина и Кропоткина, секс (учитывая и царившее в некоторых европейских странах чудовищное ханжество, одним из вариантов которого стало знаменитое «викторианство») превращается в революционное оружие. Более того, он расширяет сферу своего действия в обществе: здесь и суфражизм, и пропаганда «свободной любви», и постепенное публичное приоткрывание гомосексуальной тематики (сколь бы персонально драматичным оно ни было). Секс начинает «синхронизироваться» с идеей социальной и политической революции; в двадцатом веке, после провала последней, секс занимает одно из ведущих мест в социально-бунтарском ассортименте.

Коммунистический режим оказался еще более ханжеским, чем капиталистический; более того, буржуазное общество изыскивает способ лишить революционности и сам секс, превратив контркультурный лозунг “sex, drugs and rock'n'roll!” чуть ли не в главную тему своей собственной, мейнстримной, популярной культуры. Невероятная, затмевающая все остальное одержимость нынешней поп-культуры (в особенности поп-музыки) сексом вывела его из зоны острого социального интереса -- за исключением, конечно, будничных (пусть и очень важных практически) конкретных разговоров о правах секс-работников, порноактеров, о подростковых беременностях, о правах гомосексуалистов и так далее. Сделавшись во всех смыслах «популярным», секс перестал быть интересным c общественно-политической точки зрения.

Сегодня в западном обществе секс странным образом вернулся к роли, придуманной ему маркизом де Садом. Он – воплощение существующего социального порядка вещей; только он не сконцентрирован в системе отношений господ и рабов, являясь инструментом безграничной власти первых над вторыми, нет, он относительно равномерно распределен по всему обществу, по всем его группам и классам, став таким же товаром, как и все остальное. Секс популярен и его потребляют – ведь почти все, что западный человек знает о нем, он узнает из поп-культуры.

Соответственно, единственный способ применить секс для социальной борьбы – взять его со всем попкультурным контекстом и использовать не по назначению, нагрузить иным, пусть случайным, смыслом, воспользоваться им, как сюрреалисты использовали readymade, как Дюшан использовал писсуар, а то и вовсе совершить с сексом ситуационистский detournement1. Оттого Саша Грей – очевидная революционерка, настоящий современный художник, почище Дюшана. Тот брал готовый писсуар и помещал его в галерейный контекст искусства. Порноактриса Саша Грей берет себя как готовое произведение определенного жанра поп-культуры и помещает в иные социокультурные контексты.

Поначалу, казалось: все ее рассказы о чтении прозы Камю, ее музыкальные проекты и съемки в «серьезных» фильмах – либо банальная попытка доказать, что «порноактер тоже человек» (кто в здравом уме и трезвой памяти будет в этом сомневаться?), либо просто язвительные насмешки над окружающим миром. Но Саша Грей ни гуманист, ни провокатор. Она -- концептуальный художник. Грей берет даже не свое тело, а весь свой образ, состоящий из сверхсжатого материала ее фильмов, и помещает в контекст «современного искусства», «современного кино», даже «современной политики». И вот здесь возникает довольно комичный эффект.

Этот образ оказывается в странной мерцающей зоне между общественным ханжеством и общественной толератностью -- но не там и не там, а именно между ними. Фактически она превращает чистый порнографический секс, лишенный любого социального контекста, недоступный для любых истолкований, моральных или культурологических, в невидимый энергетический источник создания новых фантомных смыслов. В этой зоне, которую придумала Саша Грей, одержимость нынешнего западного мира порнографией возвращает сексу значение, им было утерянное в буржуазном обществе – ведь тот интерес, который испытывает аудитория поп- и высоколобой культуры к ее музыке, к ее будущей книге, к ее арт-кинопроектам, подпитывается исключительно этой одержимостью.

Не будь ее, перед нами -- еще одна дебютантка альтернативной культуры, ничего больше. Саша Грей реабилитирует секс в самой вульгарной его порно-разновидности; он становится вновь публично интересен – и этот интерес, с обывательской точки зрения, безопасен, приличен. Никто не признается открыто, что смотрит/любит порнопродукцию Саши Грей, зато многие готовы говорить о Грей-музыканте или любительнице экзистенциализма.

Она изобрела то, что в «московском концептуализме» называлось «персонажным автором»; интеллигентная и альтернативная Саша Грей пишет книги, дает интервью, разъезжает на «Ладе» по России. А та, первая, Саша Грей с интересом, вскинув бровь, наблюдает за реакцией окружающих на своего двойника. Главный ресурс этой забавной арт-игры – секс. Саша Грей вернула его в поле общественно-политического интереса, пусть и в таком комичном, нелепом виде, за рулем «Лады» и на экране российского телеканала. Впрочем, в иных смыслах, секс никогда никуда не уходил.

1То есть, «захватить», «угнать», вывести его из привычного контекста, плагиаризировать самым странным образом с совсем иными целями. Тактика detournement'a была одним из важнейших инструментов парижских ситуационистов 1950—60-х годов; Ги Дебор утверждал, что почерпнул ее у Лотреамона, провозгласившего, что поэзия принадлежит всем и что никакого авторства быть просто не может.

 

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).