будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ирак Китай Россия США Сирия
Ноябрь 10, 2025
Мир
Сакоян Анна

Сдвиг международной иерархии

Сдвиг международной иерархии
us-army
Американские военные в Ираке. Источник: Фото: canstockphoto.com

Комментаторы в западных СМИ продолжают писать о перераспределении военно-политических сил на международной арене. К теме ослабления роли США как геополитического лидера добавилось обсуждение стратегий, которые применяют державы, стремящиеся увеличить свое влияние – в первую очередь, России и Китая.

Аналитик Гидеон Рахман в своем блоге при Financial Times пишет о нынешнем геополитическом статусе США. Страна, население которой составляет менее 5% населения земного шара, а экономика – всего 22% от мировой экономики, продолжает претендовать на мировое лидерство. Однако с обострением обстановки на Ближнем Востоке и в Восточной Европе все более популярным становится вопрос о том, действительно ли США могут и дальше оставаться доминирующей военной и политической державой.

С того момента, как окончилась холодная война, мировую политику определял тот факт, что военная мощь США заведомо превосходила возможности прочих стран. Сейчас этот факт оказался под сомнением: в мире появилось три очага противостояния, и вопрос о том, решатся США оказывать сопротивление или выйдут из игры, остается открытым. Речь идет о Ближнем Востоке (США vs. Россия и Иран), странах Прибалтики (США vs. Россия) и Китае (собственно США vs. Китай).

Во всех трех случаях сценарий один и тот же. США либо резко уменьшили свое военное присутствие в регионе (Ближний Восток) либо вяло отреагировали на экспансию того или иного государства (Восточная Европа и Китай с его территориальными притязаниями). Структурное сходство этих событий, комментирует Рахман, очевидным образом указывает на то, что в мире, который некоторое время было модно считать «свободным» и «с условными границами», границы контроля над территориями по-прежнему определяют международную политику. Соответственно, готовность к соблюдению своих границ и отсутствие притязаний на чужие территории – это условие соблюдения международного права, в то время как само международное право не гарантирует соблюдения границ. Особенно это касается Европы и Восточной Азии как своего рода оплотов мирового порядка.

Ни Европа, ни Восточная Азия пока не распадаются, однако из-за обстановки на Ближнем Востоке чувствуют себя неуютно, и это, опять же, порождает вопросы о статусе Соединенных Штатов. Иными словами, большое количество игроков на международной политической арене заинтересовано в том, чтобы США вернули себе имидж лидера. При этом все, включая руководство США, хорошо помнят, чем на деле чревата американская интервенция (из недавних примеров – Ирак и Ливия), и понимают риск военной конфронтации с такими державами, как Россия или Китай. В этом месте также возникает вопрос о том, кого считать «ревизионистской» силой. США традиционно считают территориальные амбиции России и Китая угрозой мировому порядку. Но, например, Россия симметричным образом считает таковой США, которые спонсируют «смену режима» в странах вроде Украины и Сирии. И в той, и в другой точке зрения имеет место как пропаганда, так и здравый смысл. При этом понятно, что стратегия невмешательства со стороны одного из крупных международных игроков не решила бы проблемы нестабильности территориальных границ. Все это порождает взрывоопасную международную обстановку.

Нынешняя экономическая и политическая стратегия Китая, получившая название «Новый шелковый путь», пишут в другом материале Financial Times, действительно вызывает ассоциации с Великим шелковым путем и по размаху сопоставима разве что с планом Маршалла, целью которого было восстановление Европы после войны. Такой размах свидетельствует о больших амбициях. Но если до недавнего времени это были просто амбиции и соответствующие вложения, то теперь, на фоне пошатнувшейся экономики и роста военных ресурсов, этот проект стал также средством укрепления китайских позиций в международных отношениях.

Теперь, используя этот проект, Пекин будет стараться упрочить свое региональное лидерство в Азии. Кроме того, он стремится установить зону влияния путем укрепления торговых связей, которые бы соединяли Азию, Россию и Европу. В некоторых странах (Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане) это только приветствуют. Другие страны, вероятно, приветствовали бы китайские инвестиции, но будут совершенно не рады импортировать китайскую продукцию, так как у них есть потребность в развитии собственного производства и преодолении безработицы. При этом одна из важных задач «Нового шелкового пути» как раз в том, чтобы справиться с избытком предложения на внутреннем рынке Китая.

В начале 2015 г. президент Китая Си Цзиньпин говорил об этих планах и тогда же объявил о проекте экономического коридора Китай – Пакистан. Позднее Пекин заявлял об инвестициях в развитие «Нового шелкового пути». Авторы ссылаются на экспертов, которые относятся к этим планам скептически, утверждая, что за поставленными перед ним целями нет надлежащего политического анализа. Правительственных вложений в него недостаточно: ему необходимы частные инвестиции. Но вопрос в том, захотят ли частные инвесторы вкладывать в него свой капитал.

 
Фото: zifas.net

Так или иначе, по мере развития этого экономического проекта, Китай, скорее всего, начнет расширять свою стратегию безопасности и наращивать свой военный вес в регионе. Пока за границами Китая нет китайских военных баз, и Пекин декларирует принципиальное невмешательство во внутреннюю политику других государств. Между тем, обсуждающийся сейчас антитеррористический законопроект предусматривает (впервые) размещение китайских военных на зарубежных территориях с согласия соответствующего государства.

В NY Times вышла статья о том, что перспектива российской помощи Ираку ничего хорошего не обещает. «Многие политики и политические аналитики, - пишет автор, - теперь жалеют, что присутствие США в Сирии было таким незначительным, и приходят к заключению, что вытеснить Россию с центральной позиции в этом конфликте уже не удастся». Про Сирию, впрочем, и без того уже много сказано. Что еще подозрительнее, но обсуждается меньше, - это явное намерение России распространить свое влияние дальше – на Ирак. У США еще есть время вмешаться, но это время ограничено.

Задача США сейчас, прежде всего, в том, чтобы убедить иракского президента Абади не пускать Россию в Ирак. Абади обещал стремиться к примирению между суннитским меньшинством и шиитским большинством в стране ради ее объединения и борьбы с Исламским государством (организация запрещена в РФ). Российская интервенция только усилит позиции наиболее радикальных политиков и ополченцев среди шиитов, потому что Россия выступает на стороне Ирана, а Иран хочет подавить суннитов и исключить их из иракской политики.

 
Фото: mil.ru

Кроме того, как известно, Россия поддерживает сирийского президента Асада, который годами притеснял суннитское большинство в Сирии. При этом Россия считает врагами всех суннитов, противостоящих Асаду, - как умеренных, так и экстремистов. Иракские власти, склоняющиеся к тому, чтобы обратиться за помощью к России, можно понять. США слишком долго не оказывали ощутимой поддержки в борьбе с Исламским государством, поэтому у них есть основания относиться к американским союзникам настороженно.

Но российская помощь, как и в Сирии, будет состоять в бомбежке всех суннитов подряд независимо от их политических позиций. Это может только подорвать процесс примирения и усугубить конфликт. Чтобы предотвратить это, американскому правительству необходимо срочно усовершенствовать свою военную стратегию в Ираке, а также предоставить правительству Абади существенную финансовую помощь. Если США не поддержат Абади сейчас, то велик риск, что ему на смену придет более жесткий лидер, который усилит общественную поляризацию, и без того уже спровоцированную Исламским государством. А это значит, что США придется потратить еще неопределенное количество лет на борьбу с терроризмом в Ираке, который сейчас пытается сблизиться с Ираном и Россией.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).