будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Мир

Сергей Вицин: "Судьи - на самом деле особые персоны"

Сергей Ефимович Вицин - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, генерал МВД. Принимал активное участие в разработке Концепции судебной реформы 1992 года и возглавлял Совет при Президенте РФ по судебной реформе. Сегодняшняя должность - заместитель Председателя Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Дмитрий Козак изложил аргументы в пользу введения административной, дисциплинарной ответственности судей и изменения порядка привлечения к уголовной ответственности. Он Вас убедил?

Нет. Я полностью согласен с постановкой вопроса в редакции Тамары Георгиевны [Морщаковой]. Замечу, что профессор Морщакова - одна из немногих специалистов, которые в полной мере могут быть названы современными юристами. А следовательно, для судей, фактически, вводятся элементы дисциплинарной ответственности, как бы мы это ни называли. Далее, вводится административная ответственность, упрощается привлечение к уголовной ответственности. Это оспаривать невозможно. Я полагаю, что авторы такой редакции законов оказались под давлением определенной части нашего парламентского корпуса. Дело в том, что в обществе есть мнение, что не следует допускать, чтобы какие-то лица были исключены из сферы ответственности - дисциплинарной, административной, уголовной. Эти аргументы и приводятся. Но судьи не исключены из сферы ответственности, речь идет об особых процедурах привлечения их к ответственности. И эти процедуры должны быть такими, чтобы отличать судей и от депутатов, и от любых высоких лиц в исполнительной власти. Поскольку судьи - на самом деле особые персоны. Надо правильно расставить акценты.

Речь не идет о том, чтобы освободить судей от уголовной ответственности или дать им абсолютный иммунитет: по действующему закону о статусе судей они могут быть отрешены от должности. И этого вполне достаточно. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности - но через свою корпорацию. Смысл состоит в том, чтобы каждый судья как носитель судебной власти не был зависим ни от законодателя, ни от исполнительной власти, ни даже от своего начальства, от судей более высокого уровня. Он должен зависеть только от своей корпорации. Это позволяет судьям сохранять независимый статус, который необходим прежде всего нам самим, всему обществу.

И необходимым, и достаточным было бы реализовать предложения, которые звучали на одном последних заседаний совета по вопросам совершенствования правосудия. Надо просто нейтрализовать негативное влияние корпоративности введением в квалификационные коллегии иных лиц, public figures. Это должны быть общепризнанные авторитетные деятели, не чиновники, их репутация не должна подлежать какому-либо сомнению. Уже прозвучало, что во Французской республике подобные коллегии наполовину состоят из таких людей. Наши судьи очень ревниво относятся к этим вопросам - пусть не на половина, но хотя бы на треть квалификационные коллегии должны состоять из таких лиц. (Президентскими поправками предусмотрено именно такое реформирование судейских коллегий - "Полит.Ру")

Чем была порочна прежняя система? Судьи были номенклатурой партийных органов. Райкомы, горкомы, обкомы решали, кто будет судьей, и процедура выборов была чисто формальной. Это известно. В стране с трехсотмиллионным населением не было ни одного беспартийного судьи, и ни до кого не доходило, что сама ситуация иска беспартийного, предположим, к партийному функционеру позволяла усомниться в объективности судьи. Были категории лиц, которые не могли обращаться в суд даже по трудовым спорам, они просто исключались из сферы правосудия. Сейчас, вы знаете, в судах выигрываются дела по искам к президенту. Это позволяет говорить о России как о государстве, которое приобретает черты правового государства.

Всякие попытки умалить статус судей, чем бы они ни диктовались, объективно вредны для судебной реформы.

Уже нет сомнений, что Дума примет новые нормы...

Здесь аргументы очень простые. Депутатский корпус или откровенно высказывает недовольство, или думает про себя, что не могут судьи пользоваться большим иммунитетом, чем они, избранники народа. Однако, в независимых судьях заинтересованы именно мы, по Конституции, равные перед судом. Обращаясь в суд, я должен быть абсолютно уверен, что им никто не может манипулировать.

В некоем долгосрочном плане насколько, по-Вашему, опасны эти решения?

Бывают такие незаметные сдвиги, которые меняют ситуацию в целом. И это сдвиги именно такого свойства.

То есть они не пройдут бесследно для российского правосудия?

Безусловно. И для самих судей. Они должны понимать, что отвечают перед коллегами. Идеальных решений не бывает, и я не склонен считать, что нынешняя ситуация идеальна. Конечно, судейский корпус представлен многими людьми, которые не достойны быть судьями. Но есть оптимальные, наилучшие из возможных, решения. Представленные варианты - это уже не оптимальные решения. Они ухудшают ситуацию в сфере правосудия в нашей стране.Иммунитет против привилегийДмитрий Козак о новых законах о статусе судей и судебной системе (неприкосновенность и несменяемость)Тамара Морщакова: "Судья должен знать, что отвечает по полной программе"Судья Сергей Пашин и зампред Верховного суда Виктор Жуйков о проблеме несменяемости судей

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).