Газопровод «Северный поток-2», который предполагалось прокладывать в датских территориальных водах, могут построить в обход Дании, если она сохранит возражения против проекта, заявил финансовый директор Nord Stream II Пол Коркоран. По его словам, строительство начнется летом, вне зависимости от согласования работ с Данией.
«Если правительство Дании не одобрит прокладку газопровода в своих территориальных водах, нам придется изменить маршрут, и наиболее вероятный вариант — прокладка в международных водах к северу от Дании. Мы планируем начать летом. Мы начали подготовительные работы на береговой части и на дне, мобилизованы трубоукладочные судна, поэтому они могут начать укладку труб в предстоящие недели», — приводит информационное агентство РИА Новости заявление Коркорана.
Напомним, разрешение на строительство трубопровода дали Германия, Финляндия и Швеция. Противников у проекта также несколько, в том числе Украина, рискующая потерять доходы от транзита российского газа, и США, которые хотели бы экспортировать в Европу свой сжиженный природный газ. Против выступили также Латвия, Литва и Польша, заявившие, что не одобряют строительства, так как считают проект политическим.
О перспективах развития ситуации и возможных причинах для того, чтобы Дания сопротивлялась идее прокладки трубопровода, с «Полит.ру» поговорил Михаил Крутихин, партнер консталинговой компании RusEnergy, специалист по нефтегазовому рынку. По его мнению, довольно вероятно, что Дания все же изменит свое мнение о трубопроводе, так как Германия, которая заинтересована в его прокладке, традиционно поддерживала с ней хорошие отношения.
«Дания остается единственным препятствием на пути «Северного потока-2», поскольку необходимо обойти датский остров Борнхольм (остров в юго-западной части Балтийского моря — прим.ред.). По первоначальной задумке это должно было делаться по маршруту «Северного потока-1», то есть в территориальных водах в Дании. Если в Дании не дадут разрешения на прокладку этой трассы, то придется обходить остров по-другому.
Придется вести трубопровод не через территориальные воды Дании, а через эксклюзивную экономическую зону Дании. Морское право позволяет строить трубопроводы на дне такой зоны с уведомлением датского правительства. То есть, прямого запрета по Морскому праву в этой ситуации нет, но все же необходимо согласование действий с датским правительством. Хотя можно построить и в порядке уведомления.
Как все получится в конечном итоге, мне сейчас трудно сказать. Не исключаю, что Данию все-таки даст согласие и на первоначальный вариант.
Что заставляет ее сопротивляться сейчас, если «Северный поток-1» был проложен таким образом? Ну, тогда была прямая заинтересованность Германии в этом трубопроводе. Она, по сути, сохраняется и сейчас, поскольку Германия получает в результате еще один маршрут прямой поставки газа из России, причем бесплатно для себя получает, ничего в проект не вкладывая. Плюс к этому у Германии есть заинтересованность в новых условиях поставки российского газа.
То есть Германия заинтересована в этом. Если она каким-то образом договорится с Данией, поднажмет на нее, тогда можно считать, что, как это было в первый раз, все будет решено просто. Но сейчас в Вашингтоне раздаются голоса, что Соединенные Штаты против этого проекта. Так что нельзя сказать с уверенностью, как именно датские власти решат этот вопрос.
Притом нельзя сказать, чтобы Дания таким путем пыталась добиться для себя каких-то преференций – там просто не о чем договариваться. Это только вопрос хороших отношений с Германией – либо хороших отношений с Соединенными Штатами. Пока я думаю, что хорошие отношения с Германией должны перевешивать. Мы не можем гадать, но шансы на то, что «Северный поток-2» будет проложен так же, как и «Северный поток-1», очень велики.
Тут надо иметь в виду, что если Дания откажется согласовывать строительство по дну ее особой экономической зоны, то проекту это ничем не грозит – это зона международной ответственности, а не датской. Эксклюзивная экономическая зона дает Дании возможность осуществлять экономическую деятельность в этой акватории, но по Морскому праву там кто угодно может прокладывать трубопроводы, кабели и так далее.
Дания может выражать несогласие, но воспрепятствовать не в силах – из положения есть выход. Он не очень приятный, поскольку инженеринговые изыскания придется проводить совершенно по-новому, и это несколько затянет осуществление проекта. Тем не менее, для Газпрома и для Германии это выход. Что же касается стоимости проекта, то я не уверен, что она в этом случае вырастет. Ну, может быть, незначительно», — сказал Михаил Крутихин.
В Nord Stream AG, компании-операторе проекта, рассчитывают, что прокладка труб в международных водах не особенно отразится на сроках и стоимости работ, поскольку речь идет об участке длиной не более 10% от всего маршрута. «Возможно, задержки не будет вообще. У нас есть гибкость в выборе, когда и где строить, благодаря наличию пяти судов. Мы можем изменить схему строительства в ожидании разрешения от Дании, а потом закончить эту секцию. Это может занять около месяца, трубоукладчики укладывают 3-3,5 километров в день. Поэтому это не основная задержка и затраты для проекта», — воспроизводит объяснения Коркорана информационное агентство ТАСС.