Политические кадровые назначения Владимира Путина дают первые плоды: бывший глава фракции LЕдинство¦, министр внутренних дел Борис Грызлов представил журналистам реформу МВД. Основная ее суть - в объединении силовых структур, сегодня дублирующих друг друга. Одновременно будет несколько сокращена численность внутренних войск v на 37 тыс. сотрудников до 2005 года. Сегодня во внутренних войсках служат 207 тыс. человек. Президент Путин уже подписал указ.
Хотя Грызлов этого и не говорил, сведение МВД в единую силовую вертикаль должно означать наступление на рынок неофициальных услуг "крышевания", которые разные ведомства оказывали направо и налево, часто v прямым конкурентам. Теперь ГУБОП, ГУБЭП, ГУУР v все эти оперативные ведомства объединит служба криминальной милиции, которую возглавит руководитель в ранге замминистра. Во вторую службу v общественной безопасности v войдут охранные ведомства, паспортные службы, ГИБДД и пр. Третья v Служба тыла v сосредоточится на финансово-экономических и хозяйственных вопросах. Так Lнечто амфорное¦, чем, по мнению Грызлова, является сегодня его министерство, станет реальным МВД. Центральный аппарат МВД будет сокращен на 500 человек.
Одновременно будут созданы отделения ГУВД по федеральным округам. В каждом из таких отделений, численностью около 150 человек, будут отделы по сбору информации, по борьбе с организованной преступностью, СОБР, управления Следственного комитета (создание ФСР, как известно, конкретно притормозили). Руководитель такого отделения будет назначаться указом президента, подчиняться непосредственно министру, а потолок звания установлен чином генерал-полковника. Это должна быть солидная структура, и она будет находиться Lв единой вертикали¦ с региональными УВД - то есть управлять ими. Реформа МВД, как и все реформы Владимира Путина, ограничивает возможности губернаторов: руководители регионов смогут только согласовывать с центральным руководством МВД назначение заместителей начальников по общей безопасности (муниципальная охрана уличного порядка). Вся борьба с крупным криминалом уходит из-под их влияния.
Реформа МВД, в отличие от судебной, не требует законодательного оформления и практически целиком может быть проведена президентскими указами. Дума понадобится лишь для легкой реформы жалованья: оно должно быть приравнено к жалованью госслужащих (один такой закон уже прошел Совет Федерации и получил вето президента, теперь в Думу внесен другой). Кроме этого, независимость начальника регионального МВД от губернатора требует специальной поправки. Она уже принята Думой и скоро начнет действовать.
Централизация МВД вписывается в общий тренд путинского огосударствления России и выглядит естественной на фоне судебной реформы и реформы бюджетных отношений между центром и регионами. Сегодняшняя экспроприация в пользу федерального центра силовых структур у сил, владеющих ими либо арендующих их, вполне соответствует логике исторического развития в Европе в период становления крупных государств, когда монархи - собиратели земель "выдирали" из-под вассалов судебную власть и переподчиняли себе милицию. Это было прогрессивное движение от средневековой раздробленности к раннекапиталистическому абсолютизму. Однако министр внутренних дел Грызлов не объяснил, когда следует ждать заметных результатов реформы МВД, первым из которых, как представляется, должно стать прекращение милицейского насилия в отношении законопослушных граждан.