будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Мир

Ситуация на Украине – «кризис ради кризиса»

Продолжавшееся с прошлой осени украинское противостояние между «оранжевым» президентом и «бело-голубым» кабинетом министров и парламентским большинством обострилось после появления указа о роспуске Рады. Известный политолог, эксперт комитета Госдумы по СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Куликов предлагает свою концепцию данного конфликта. Интервью взял Виталий Лейбин. См. также другие тексты Дмитрия Куликова:

  • Россия без Украины, Украина без России Лекция Дмитрия Куликова
  • Мюнхен, Иран и независимость России
  • Политика России в отношении Украины
  • “Газовая война и независимость России”
  • Иран и Грузия в одном пакете 
  • “Нам не нужна лояльность Украины”

Чем грозит кризис власти на Украине, обострившийся с изданием указа Виктора Ющенко о роспуске парламента?

Для начала нужно ответить на вопрос, с чем мы имеем дело - какое именно действие совершили Ющенко и Тимошенко.

Первый тезис. Это - кризис ради кризиса. Все остальные мотивы - фиктивно-демонстративные. В ситуации кризиса не будут действовать правовые инструменты, средства легальной и легитимной политики. Будет работать исключительно ленинский принцип «революционной целесообразности». Такая логика была освоена еще в 2004 году. Это значит, что оценивать ситуацию в правовой действительности не имеет смысла. Также не имеет смысла оценивать политическую интригу. В первую очередь следует установить, в какой логике может быть нужен кризис.

Для того чтобы разобраться с этим, следует обратить внимание на два факта. Первый: в субботу в Секретариате Президента Украины происходило совещание оппозиционных сил по вопросу о том, что делать. В то же самое время, как легко устанавливается из официальных сообщений , в том же здании на Банковской улице находился посол США в Украине.

Странно было бы предположить, что он дожидался Виктора Ющенко в приемной, пил чай и читал газету. Думаю, что он в той или иной форме участвовал в выработке и принятии решения. Ющенко не мог пойти на такие действия без соответствующей санкции, и такая санкция была получена.

Второй факт: незадолго до этого Юлия Тимошенко посетила Соединенные Штаты, где, кроме всего прочего, давала показания по делу бывшего украинского премьера и бывшего своего делового партнера Павла Лазаренко, который осужден Калифорнийским судом за отмывание денег. Соответственно, можно предположить, что Тимошенко является в достаточной степени управляемой спецслужбами США. Думается, что у нее есть веские основания и весьма насущная необходимость постоянно доказывать и подтверждать свою лояльность американским интересам.

Во время митинга на майдане Юлия Тимошенко даже специально публично зафиксировала свою антироссийскую позицию. Она сказала, что отличие митинга оранжевых от митинга бело-голубых на Европейской площади в том, что на втором митинге можно увидеть и российские флаги, а не только украинские.

Украина интересует США исключительно как средство влияния (давления) на Россию. Украина - лишь инструмент (подробно я обсуждал это на лекции об Украине ). И решение о переходе политической ситуации в кризисный режим принималось не Ющенко и не Тимошенко. Давление на Россию, кризис у самых ее границ, на путях транзита энергоносителей в Европу - это своеобразный «асимметричный» ответ на укрепление российских позиций. Этот кризис может очень пригодиться США в ситуации обострения на Среднем Востоке, о чем мы говорили подробно в другом интервью . Причем заметьте: возрастание напряженности и неизбежности новой войны в этом регионе уже стало общим местом, а тогда обсуждалась как «смелая идея».

Поэтому легитимность своих действий Ющенко и Тимошенко будут пытаться создавать отнюдь не за счет правового пространства Украины, а за счет санкции на эти действия, полученной «за океаном». Надо сказать, нашлась только одна страна, которая посчитала и возможным, и допустимым открытое публичное вмешательство во внутренние дела Украины. Эта страна - Польша и ее президент - Лех Качиньский, который выразил поддержку действиям Ющенко, и одобрил идею досрочных выборов на Украине. Кстати, риторический вопрос: «А как вы думаете, одобрение Качиньским действий Ющенко возможно вне принципиального согласования этих действий с США?»

Второй тезис. По всей видимости, возможности разрешения кризиса в так организованном пространстве нет. Допустим, что Виктор Янукович соглашается на досрочные выборы. Но если и вправду будут настоящие выборы, то нынешняя правящая коалиция на них, конечно, победит. Для их оппонентов - это невозможный сценарий. Так что никаких настоящих выборов не будет. Даже если они и будут объявлены, нельзя будет удержать легальность и легитимность процесса. Они будут разрушаться и давлением улицы, и административным давлением, и на уровне подсчета голосов, если до этого дойдет. Назначение выборов на 27 мая уже лежит вне рамок легального (определяемого законом) избирательного процесса и нарушает его нормы, сроки и процедуры.

Призыв к выборам - это обман, они не могут быть ни легальными, ни легитимными. Если идти по этому пути, то возможно только углубление кризиса. Коалиция в таком случае окажется в еще более тяжелой ситуации. Сегодняшний парламент является легальным и легитимным. Результаты выборов, его сформировавших, признаны основными политическими силами, населением и международным сообществом как демократические и справедливые. Удастся ли получить такое признание в отношении результатов объявленных Ющенко внеочередных выборов? Уверен, что нет.

С другой стороны, и Ющенко не может уже пойти на попятную, отозвав свой указ. Это бы означало дальнейшую потерю им власти и влияния. По своему характеру, он, может быть, и хотел бы все как-то уладить. Но, главное, он не обладает для этого достаточной свободой в принятии решений - он абсолютно не самостоятелен. Так что легитимного выхода из кризиса в этих координатах не видно. Думаю также, что Ющенко через своих представителей (назначенных им судей) заблокирует вынесение решения Конституционным Судом.

Третий тезис. Как же тогда с этой ситуацией работать? Только в жанре действительной, содержательной украинской политики. Кто-то должен начать отвечать на вопрос, что за страна такая Украина. А если отвечать на такие вопросы, то неминуемо пойдет речь о различии регионов Украины, о том, как разумно и приемлемо устроить жизнь разных социокультурных общностей в одной стране.

То есть неминуемо должна будет идти речь о дальнейшей реформе Конституции, о федерализме, о дальнейшем снижении роли президента в государственном устройстве (как слишком сильного института, способного игнорировать мнение части страны), возможно, и об отмене этого поста или об избрании президента парламентом. А парламент, видимо, тоже должен обсуждаться как двухпалатный, с представительством земель. В результате должно возникнуть жесткое разграничение полномочий земель и федерального центра.

Но сейчас я не вижу тех сил на Украине, которые были бы готовы к такой политической деятельности. В определенной мере в этом направлении двигался Евгений Кушнарев, и его недавняя гибель - это большой удар по политическому потенциалу Партии регионов.

И конечно, такая политика ни в коем случае не может и не должна быть инициирована Россией.

Я думаю, что кризис на Украине будет усугубляться и расширяться, поскольку в нем заинтересована сторона, его инициировавшая.

Если легитимный выход из кризиса не виден, то тогда важен вопрос, до какой степени жесткости он может дойти?

Политологи часто сравнивают эту ситуацию с 1993 годом в России. Но это - поверхностное сходство. Главное отличие: конфликт на Украине действительно гражданский, в него так или иначе вовлечены большие массы людей. Причем самоопределение этих масс имеет решающее значение. То есть, в самом плохом варианте может дойти и до гражданской войны. Исключать такой вариант нельзя - хотя бы для того, чтобы осознавать опасность.

Смогут ли украинцы в случае такой угрозы провести управляемое и спокойное разделение страны (полное, конфедеративное или федеративное) - это вопрос к ним самим.

Насколько нынешний кризис был неизбежен, учитывая сложную структуру страны? Могла ли стабильность длиться дольше?

Стабильность могла бы продолжаться достаточно долго. Я сомневался в том, сможет ли коалиционное правительство справиться с управлением экономикой в сложных условиях. На удивление, оно справилось. Экономическую ситуацию правительство контролировало.

А не перегнул ли палку Янукович, отбирая полномочия у Ющенко?

Это вообще к делу не имеет отношения. «Донецкие» обыграли «оранжевых» внутри легального поля. С властью всегда так: берут столько, сколько позволяют взять, иначе не бывает. Обратите внимание, что Ющенко пытается разогнать парламент не в момент реального уменьшения своих полномочий, не в ситуации с законом о Кабмине., а привязавшись к совсем незначительному поводу. Переход 11 депутатов из фракции во фракцию вообще не соразмерен кризису. Это - повод, а не причина. Вне зависимости от решения Конституционного Суда, ясно, что поступок части депутатов не может быть причиной роспуска всего парламента. Как максимум (хотя переход депутатов и не запрещен законом), здесь теоретически возможны санкции против этих депутатов или фракций - и только.

Более того, стабильность как раз гарантировалась и задавалась способностью «донецких» к политическим компромиссам, даже ценой жертвы частью избирателей, фактического отказа от актуализации ряда программных пунктов, в том числе в вопросах о языке, о регионализации, самоуправлении, активизации сотрудничества с Россией.

Отказ от энергичной политики в пользу экономики имел и обратный эффект: кризис пришел как раз из сферы политики. Это следствие того, что у представителей Востока нет ответа на вопрос о том, что такое Украина и какой она должна быть.

А у Запада Украины, вроде бы, всегда был вариант ответа на вопрос о проекте будущего для Украины.

У галичан как идеологического лидера Западной Украины всегда было ошибочное представление, что Восток можно ассимилировать. Была там и более реалистичная идея - войти отдельно, исключительно тремя западными областями в Евросоюз. Хотя и на этом пути есть нюансы. Так, например, в Польше сейчас ведется разговор об изменении экспозиции в Освенциме. Жертвы концлагерей из Западной Украины там все еще обозначены как граждане СССР, а для поляков они - граждане Польши. Той части Польши, которая была аннексирована Советским Союзом в 1939 году. Возможно ли отдельное место Галичины в ЕС - неясно. Так что и на Западе Украины нет реалистичной постановки исторических целей.

А почему представление, что галичане могли ассимилировать Восток Украины, ошибочно? Вроде бы агитация и пропаганда, образовательные технологии имеют эффект.

Части страны - это разные люди с разным мировоззрением, различным социально-культурным укладом, с разной историей. В таких случаях ассимиляция возможна только через прямое военное насилие, и то не факт, что получится. Ошибкой было бы считать, что мировоззренческие вещи быстро меняются. Восток Украины - это часть советского индустриального проекта, с большой плотностью населения, с промышленным укладом, который, кстати, до сих пор остался прежним. В той же мере западная Украина была на периферии советского проекта, имела другую историчную судьбу, во многом сохранила уклад жизни в составе Польши и Австро-Венгрии.

Любая попытка выходцев из Галичины занять управленческую позицию по отношению ко всей стране заканчивалась тем, что они переставали быть идейными галичанами, они становились типичными постсоветскими управленцами. Деятельность и структура деятельности оказывались сильнее установок не вполне европейского буржуа.

Это вообще вопрос о границах возможностей PRа и пропаганды. Посмотрите: на Украине сейчас идет массированная агитация за НАТО (а до этого она в той или иной мере велась все 15 лет), но это нисколько не изменило общественных настроений, не увеличило количества сторонников вступления в альянс.

Но при этом сама независимость Украины вроде бы является почти общепринятой везде в стране. И это вряд ли слишком старая установка.

Независимость разными людьми на Украине понимается по-разному, за этим везде стоит различный смысл. На Востоке страны, скажем, не понимают, что такое независимость внутри ЕС и НАТО, и зачем было выходить из СССР и тут же вступать в другой союз. Причем в такую общность, с которой почти нет исторических связей и привязанностей. Для западных украинцев в этом нет парадокса.

Что делать России в этой ситуации?

Ни в коем случае не участвовать в конфликте на одной из сторон. А нас будут вовлекать, в этом и состоит цель провокации. Можно выступать, если понадобится, исключительно с позиции миротворца, организатора переговоров и посредника - одновременно с ЕС, над схваткой. Американцы на этот раз будут действовать скрытно, не афишируя свое влияние, как будто они не при чем. Так, чтобы можно было представить ситуацию как украинские дела, в которые вмешивается Россия. Втягивание России внутрь украинского конфликта недопустимо.

См. также:

  • Дмитрий Белянский. Тимошенко сломала матрицу
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).