Каспаров-политик под огнем чемпионов
Прежде чем цитировать новейшие высказывания экс-чемпионов мира Анатолия Карпова и Владимира Крамника о коллеге по шахматному пантеону Гарри Каспарове, напомню: у трех великих «К» давние и весьма противоречивые отношения. Которые, конечно же, в немалой степени определяются тем, что Каспаров в свое время (в 1985 году) отобрал мировой титул у Карпова, а Крамник, в свою очередь, (в 2000 году) у Каспарова. В процессе этих вошедших в шахматную историю эпических матчей огромного накала много чего случилось, и не только непосредственно на шахматной доске, что, конечно же, не способствовало дружеским отношениям этих непримиримых соперников.
Г. Каспаров, В. Крамник и А. Карпов. Фото с сайта en.chessbase.com
В то же время, все они не раз публично подчеркивали огромное уважение, с которым относятся друг другу – и в профессиональном, и в личностном аспектах. И речь не только о словах. Скажем, Карпов удивил многих, когда в 2007 году демонстративно посетил Каспарова в тюрьме, куда тот угодил на пять суток за участие в «Марше несогласных». Эти «многие», очевидно, не в курсе, что Анатолий Евгеньевич, при всей своей включенности в «систему», даже и в советские времена позволял себе выходящие за общепринятые рамки поступки – особенно в своих бизнес-делах на Западе.
К тому же, он известен сеансами одновременной игры, которые на протяжении многих лет проводит в колониях для заключенных; как это сочетается с его установившимся номенклатурным имиджем, понять трудно. Но это факт. В свою очередь, Каспаров поддержал (словом и делом) Карпова, когда тот в 2010 году пытался конкурировать с поддержанным официальной Россией Илюмжиновым за пост президента ФИДЕ. Каковой альянс тоже многих удивил.
Нетривиальные взаимоотношения двух великих «К» привлекают внимание не только шахматных и политических журналистов. Вот и в этом августе на традиционном Эдинбургском театральном фестивале будет показана постановка пьесы английского драматурга Марка Рида (Mike Reid) “Gambit”. Пьесу сравнивают с известными театральными хитами «для двоих» «Фрост/Никсон» и «Копенгаген». Имена действуюших лиц, воплощающих принципиально разный подход к жизни – “Anatoly” и “Garry”.
Впрочем, вот новейшая характеристика А. Карповым своего старого соперника из уже цитированного выше интервью:
«- Говоря о шахматах и о политике, я не могу не спросить вашего мнения о Гарри Каспарове, который также является шахматистом, но уже достаточно давно известен и как политический и общественный деятель. Что вы можете о нем сказать?
- Мы стоим на разных политических позициях. Он сейчас определился однозначно, если раньше он жил в России, и говорил о том, что защищает российские интересы, то сейчас он переехал в США и полностью солидаризировался с сегодняшними антироссийскими настроениями. Я думаю, что ему стоило подольше заниматься шахматами, он слишком рано ушел. Последний раз он играл в шахматы в 2002 году (Карпов ошибается – Каспаров ушел из шахмат в 2005 г. - ВА.), а он еще достаточно молодой человек. Так что мог уверенно продолжать и добился бы большего».
А вот фрагмент из интервью Крамника «АиФ» (с вопросом, сформулированным в лучших традициях современной российской журналистики):
«- Как вам политическая деятельность вашего шахматного оппонента Гарри Каспарова? Есть мнение, что он критикует власти совсем небескорыстно…
- Это не большой секрет. Зарабатывает он сейчас больше, чем раньше шахматами. Криминала в этом я не вижу. Бессребреников в политике в принципе мало. Другое дело, что по видению происходящего сегодня в мире и в России мы абсолютно расходимся. Вообще, насколько я знаю Каспарова (а знаю давно и хорошо), политика – не его дело. Политика – игра командная, здесь надо идти на компромиссы, учитывать мнения других людей. Гарри Кимович же – достаточно конфликтный человек и тоталитарный. А в целом мне жаль, что Каспаров разменял себя на роль, которая не соответствует масштабу его личности».
Помимо интересного, особенно с исторической точки зрения, утверждения, что в политике (особенно российской!), оказывается, нет места конфликтным и тоталитарным деятелям, здесь, конечно, обращает на себя внимание не просто намек на будто бы получаемую Каспаровым от неких заказчиков плату за политическую деятельность (соответственно, заказную), но и ее количественная оценка.
Каспаров, несомненно, человек не бедный, у него с давних пор имелся собственный бизнес, он пишет и издает пользующиеся спросом книги (и шахматные, и нешахматные), широко востребован на самых престижных западных площадках в качестве политического комментатора и лектора. Тем не менее, с моей точки зрения, оценки Крамника могут быть приняты всерьез только при ссылке на верифицируемые источники.
Шахматные заработки Каспарова «раньше» хорошо документированы – например, призовой фонд некоторых сыгранных им матчей на первенство мира (а он их сыграл немало) измерялся и в миллионах долларов. И он, при всей его предполагаемой «небескорыстности», несомненно, мог бы зарабатывать в России много больше – если бы был лояльным к высокому начальству. Чему пример – тот же Карпов.
Было бы интересно узнать, откуда у Крамника сведения, что за нынешнюю политическую деятельность кто-то (пресловутый «вашингтонский обком»?) платит Каспарову еще больше. Кстати, об «обкоме»: Гарри Кимович, которому даже в силу его характера никто не указ (и подтверждений этому тезису нет числа), уже не один год ругательски ругает американскую администрацию – особенно за неадекватную по отношению к России политику. И не только американскую – европейским лидерам от него тоже достается.
Трудно быть шахматным богом
Что интересно: в шахматной среде с приведенными выше характеристиками Каспарова и его деятельности соглашаются очень многие – даже и непримиримые к политике России украинские гроссмейстеры. Пренебрежительно отозваться о Каспарове-нешахматисте – это обычное дело на шахматных форумах. Воистину, нет пророка в своем – в данном случае, шахматном – отечестве. Впрочем, изначальные причины здесь как раз шахматные и обусловлены исключительным статусом Каспарова в шахматном мире.
Каспаров своей четвертьвековой тотальной доминацией лишил надежд на высший титул целое поколение шахматистов (тем выше достижение Крамника, который титул у Каспарова отобрал – хотя лидерство Гарри в турнирах продолжалась и следующие пять лет, вплоть до ухода из шахмат). При этом он никогда не стеснялся нелицеприятно характеризовать поверженных соперников, что не добавляло ему друзей. Будучи человеком чрезвычайно деятельным, он много чего наворочал в шахматной политике и экономике: был движущей силой в создании новых (независимых от ФИДЕ, а то и параллельных «официальным») организационно-соревновательных структур. Именно под его имя впервые пошли в шахматы деньги корпоративных западных гигантов (таких как IBM и Intel), и бенефициаром стало всё шахматное сообщество, а вовсе не только он сам, как некоторые коллеги хотели бы это подать.
Рейкьявик, 2004. Первая турнирная встреча будущего чемпиона мира 13-летнего Магнуса Карлсена с Гарри Каспаровым. Фото с сайта /theweekinchess.com
Дров в процессе он наломал немало (что и сам задним числом признает – кстати, и шахматную историю, давнюю и современную, «приходится» изучать по его популярному в мире фундаментальному многотомному труду «Мои великие предшественники» – он умудряется всё успевать, вот и четвертого ребенка только что родил). Его рутинно называют «разрушителем» и «могильщиком» многих начинаний. Но как-то упускают из вида, что «разрушал» он по большей части то, что сам же и создал, и после этих разрушений много чего и оставалось, чем все и продолжали пользоваться. И вклад в создание современных профессиональных шахмат он внес больший, чем кто бы то ни было, и этот вклад в целом, безусловно, позитивен.
Если далекие от мира шахмат читатели хотят понять, почему Каспарова называют «сильнейшим шахматистом всех времен и народов», то лучшим источником является вот эта написанная в 45-летию Гарри статья ведущего российского шахматного комментатора и главного редактора сайта Crestbook гроссмейстера Сергея Шипова, который в самый пик каспаровской шахматной мощи во второй половине 90-х годов был постоянным спарринг-партнером чемпиона. Процитирую тот фрагмент из нее, который очень показателен для взгляда на Каспарова изнутри шахматного сообщества:
«Он нашел новое поле для реализации амбиций и темперамента. К сожалению, им оказалась политика… Активность Каспарова вне шахмат я обсуждать не хочу. Самое главное – мне невыносимо сознавать, что дюжие омоновцы бьют по голове великого человека. Представьте себе для наглядности, что Леонардо да Винчи в расцвете лет, вместо того, чтобы творить шедевры на холсте и продвигать науку, с утра до вечера бьется на улицах Флоренции, получая зуботычины от необразованных современников, чьих имен история не знает… И эта аналогия, поверьте мне как профессионалу, отнюдь не преувеличение. Масштаб Каспарова в шахматах (и только в них!) именно таков. В своей родной стихии он – король. В политике – боюсь, что пешка. Поэтому те люди, которые сознательно или невольно используют азарт и увлеченность Гарри в своих политических целях, совершают серьезное преступление – с точки зрения миллионов любителей шахмат и истории».
Гарри Каспаров и Магнус Карлсен, 2014. Фото PONTUS HÖÖK с сайта VG Sporten
Написано весьма выразительно и очень точно выражает сентименты шахматистов. Но вот с тем, что Каспаров «в политике пешка» – не соглашусь со своим уважаемым редакционным боссом. Негативный имидж Каспарова в массовом сознании как чудака-шахматиста, лезущего не в свое дело, продукт не только и не столько его собственных действий и характера, сколько его целенаправленной дискредитации.
Десять (и даже пять) лет назад даже многие представители либерально-оппозиционной тусовки находили нерелевантной (и даже забавной – насмешкам не было конца) его «экстремальную» (а то и «экстремистскую»), без полутонов, риторику о «диктаторской сути» режима Путина. И не разделяли крайне пессимистические предсказания о перспективах развития ситуации в стране (как же: Путин-де добровольно ушел с высшего поста, а президент Медведев собрался проводить либеральную реформацию, пусть и в авторитарном обличье, но это-де технические детали).
Прошли годы – и выяснилось, что предсказания-то в основном оправдались, а сами наши вполне умеренные и системные демократы (которым теперь не до смеха) начали изъясняться тем самым экстремальным каспаровским языком.
Власти же касательно значимости Каспарова-политика иллюзий не имели с самого начала. Именно поэтому ему, человеку действительно независимому, грандиозно состоявшемуся в своей профессии и прославившему страну, плюс реально знаменитому в мире, был сразу же перекрыт доступ на телевидение. СМИ руками деятелей типа Максима Соколова неустанно его «мочили» по поводу и без такового, а в своей практической деятельности он подвергался постоянному, в том числе и силовому, прессингу. Вот и созданный им политический ресурс kasparov.ru, приобретший немалую популярность, теперь в России недоступен, а сам Гарри Кимович опасается – и не без оснований – возвращаться в Россию.
Задержание Г. Каспарова у суда над Пусси Райот, 7 августа 2012 года. Скриншот с сайта en.chessbase.com
Возвращаться физически – виртуально он и не уезжал. Кстати, и непопулярность его в сознании демократической общественности весьма преувеличена. Так, чуть ли не на единственных в России, пусть и весьма локальных, но действительно демократических выборах осенью 2012 г. в «Кооординационный совет оппозиции» по общегражданскому списку он, к удивлению многих, занял третье место, набрав 33 тысячи голосов (уступив только А. Навальному и Д. Быкову и опередив большое количество уважаемых и популярных деятелей).
Гарри Кимович, конечно, большой мастер (воистину, гроссмейстер) вызывать идиосинкразию у самых разных людей, даже и у соратников. Претензий, часто и справедливых, Каспарову-политику можно предъявить немало. Далеко не все получилось, в том числе и по его собственной вине. Но он «хотя бы пытался» и пытается, и работает в политике так, как работал в шахматах с самого детства – каждый день, много и системно.
Да и у кого из оппозиционеров получилось-то? Более того: у кого могло получиться в специфических российских условиях неразвитого гражданского обшества, когда у власти «все схвачено»? Да, он «радикал», с которым трудно договориться - но не используется ли этот негативный ярлык теми, кто не желает (или боится) называть вещи своими именами? И кто, в конечном итоге, всегда соглашается с «начальством», а значит, и с диктуемым им способом жизни и борьбы?
Но вернемся к нашей сиюминутной конкретике. Как по заказу, в пандан к антикаспаровским выпадам шахматных чемпионов подоспела еще одна новость, широко растиражированная и нешахматными СМИ. Как рассказал известный шахматный журналист Е. Гик на сайте Chess-News, написанный им очерк о Каспарове для подарочного издания, подготовленного к 80-летию спортивного общества «Спартак», «в последний момент» удалили. Составитель роскошного издания главный редактор журнала «Физкультура и спорт» Евгений Богатырев объяснил это Гику так: «Кто это сделал, неизвестно. – Евгений показал большим пальцем в небо. – Сам не ожидал. Постарался кто-то из высшего руководства».
Сам виновник происшествия (которое заметили многие, включая Илюмжинова – он это действо не одобрил) откликнулся в своем твиттере с присущим ему сарказмом:
«Если путинские лакеи хотят вычеркнуть мое имя из каждой советской/российской книги рекордов, то, по крайней мере, им придется только этим и заниматься в течение долгого времени».
Ну а шахматисты, все-таки, продолжают смотреть на Гарри через свою специфическую оптику. Десять лет как он объявил о завершении профессиональной карьеры, а разговоры, на каком уровне играл бы «великий и ужасный» (общепринятое прозвище Каспарова в шахматной среде!) не прекращаются. Этой весной им был дан новый импульс: Каспаров принял приглашение сыграть в упомянутой выше «шахматной столице США» Сент-Луисе матч с английским гроссмейстером Найджелом Шортом (тем самым, с которым они покинули в 1993 году ФИДЕ и сыграли свой «частный», под патронажем лондонской Таймс, матч на первенство мира).
Без преувеличения весь шахматный мир наблюдал за живой трансляцией этого матча (играли в быстрые шахматы и блиц). Хотя Шорт, в отличие от Каспарова, остается действующим гроссмейстером, победу предсказывали Гарри, но в упорной борьбе. Итог – одна ничья, одно поражение и восемь побед в пользу понятно кого. Впечатлил не только разгромный счет, но и стиль, совершенно убойный, в котором экс-чемпион мира просто размазал, как говорят шахматисты, своего соперника по доске.
В итоге, над миром повис многоголосый стон: «Он все тот же – что ж он не возвращается? Ну ладно Карлсен с его заоблачным рейтингом (превысившим казавшийся долгое время недостягаемым каспаровский), но остальных мог бы и прибить. Сколько можно неизвестно чем заниматься?» Это при том, что для популяризации шахмат Каспаров и сейчас делает больше, чем практически любой другой шахматный деятель.
Увы, он не вернется – хотя бы потому, что остается самим собой. В одной области достиг всего, в другой – все только начинается. С его точки зрения выбор очевиден. Автор этих строк имел на днях в фейсбуке разговор с одним известным гроссмейстером, который повторил уже сто раз слышанное: Каспаров-де «профукал свой мировой бренд». На мой взгляд, ничего подобного! Во-первых, бренд очень даже в мире жив. И в России жив. А во-вторых, он неотделим от всей его личности, со всеми достоинствами и недостатками.
И без неприятного, по мнению многих, «характера», без всех его не ведающих полутонов и компромиссов слов и дел Каспарова как целостной личности просто бы не было. Мое скромное перо вряд ли способно передать всю противоречивость этой личности. Думаю, только замечательный шахматный писатель Генна Сосонко в состоянии дорисовать этот пока что недорисованный портрет.
Make love, not war!
В своем описании проблематики политического мюзикла «Шахматы» в первой части этого текста я опустил его важный сюжетообразующий элемент: любовь. В процессе развития сюжета подруга (и секундантка!) американского гроссмейстера уходила к его русскому сопернику, потом тот возвращался от нее к оставленной в СССР жене... Для многих именно это было важнее политических перипетий. Может, они правы?
В июле сыграны две шахматные свадьбы. В Москве талантливая российская шахматистка член сборной страны 21-летняя Алина Кашлинская сочеталась законным браком с сильнейшим шахматистом Польши Радославом Войташеком (который также известен как основной секундант экс-чемпиона мира индийца Виши Ананда, и тот, в числе многих других шахматистов, был на свадьбе в качестве гостя).
Фото из Фейсбука Алины Кашлинской
А в Мцхете, неподалеку от Тбилиси, 24-летняя грузинская гроссмейстерша Софико Гурамишвили узаконила отношения с сильнейшим голландским шахматистом (шестое место в мировом рейтинге) Анишем Гири (ему 21 год, и он, кстати, сын русской матери и непальского отца, а в Голландию в свое время эмигрировал из Питера).
Фото с сайта chess24.com
Кстати, тренером Гири является известный украинский гроссмейстер одессит Владимир Тукмаков, который не только был почетным гостем на свадьбе, но и недавно дал очень примечательное «нешахматное» интервью» культурологу и философу М. Маяцкому. Не о политике. А о жизни, о ее философии. Вот такие «общечеловеческие» тексты должны привлекать внимание интересующихся шахматами людей! А не перепевы лукавых пропагандистских штампов.
Посмотрите, сколько стран перечислено в этих трех абзацах! Так что вывод такой: шахматисты де-факто – граждане мира, а шахматы как любовь: не признают границ. И шахматный мир вряд ли удастся разделить на изолированные друг от друга враждующие крепости, как бы некоторым политикам этого не хотелось.