будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Мир
Жуков Александр

Схватка за Судан

Выдача Международным уголовным судом (МУС) ордера на арест президента Судана, хоть в ней нет ничего парадоксального, все же произвела эффект разорвавшейся бомбы. Стало ясно: расклад сил на суданской шахматной доске, где сошлись крупнейшие региональные и мировые политические акторы, уже совсем не тот, что раньше.

Мало кто сомневался, что в случае атаки со стороны МУС генерал Аль-Башир не станет медлить с ответом ударом. Как водится, первой жертвой стало гражданское население охваченного войной региона. Его положение, и без того крайне уязвимое, осложнится еще больше, после того как Судан покинут международные гуманитарные миссии, о высылке которых постановило правительство этой страны.

Очевидно, что после решения МУС об аресте суданского лидера странам Запада стало еще сложнее добиваться двух своих стратегических целей в регионе: 1) разрешения той катастрофической гуманитарной ситуации, что сложилась к настоящему времени в Дарфуре; 2) недопущения перехода инициативы в миротворческом процессе к Китаю и России.

Несмотря на то, что и Вашингтон, и Лондон, и Париж всячески приветствовали решение МУС, трезво мыслящие политики на Западе прекрасно понимают: в обозримом будущем никто Аль-Башира гаагскому правосудию не выдаст. Вероятность же смены власти в Судане «снизу» также равна нулю. В этих условиях, конечно, можно на словах «добиваться» ареста хартумского лидера, однако на деле тем же Вашингтону, Лондону и Парижу придется так или иначе договариваться с тем суданским правительством, которое в этой стране есть. Ну а поскольку прямые контакты с Хартумом исключены, странам Запада не остается ничего другого, как действовать через своих региональных союзников, прежде всего - Египет и Эфиопию.

В этой связи обращает на себя внимание нынешняя активность египетской дипломатии в Судане. Как сообщает «Судан Трибьюн», начиная с февраля этого года в Хартуме дважды побывали с визитом министр иностранных дел Египта Ахмеда Абуль-Гейт и глава разведки страны Омар Сулейман.

Последняя встреча египетского внешнеполитического тандема с Аль-Баширом состоялась в прошлую пятницу, 13 марта, чему предшествовал телефонный разговор Генсека ООН Пан Ги Муна с Президентом Египта Хосни Мубараком. Предположительно речь шла о том, чтобы убедить суданского лидера вернуть в страну сотрудников гуманитарных миссий. Сам Пан Ги Мун не скрывает, что обращался с просьбой повлиять в этом вопросе на Аль-Башира, в частности, к правительству Китая. Надо полагать, что подобные просьбы в адрес Китая и других стран-партнеров Судана высказывались не только Пан Ги Муном.

Еще одной темой последних суданско-египетских переговоров стало желание Египта провести у себя международную конференцию по мирному урегулированию в Дарфуре. Известно, что подобная инициатива исходит также от России, однако ей, в отличие от Египта, удалось заручиться на сей счет поддержкой суданского правительства. Ни к чему не привели и попытки Египта убедить суданцев пересмотреть решение о высылке гуманитарных миссий: президент Аль-Башир заявил каирским гостям, что «Судан в готов самостоятельно обеспечить нужды населения Дарфура после того, как регион покинут зарубежные гуманитарные миссии».

Очевидно, что несговорчивость Аль-Башира в вопросе о высланных организациях дает шанс сыграть свою благотворную роль тем государствам, которых международное правозащитное сообщество до сих пор лишь упрекало в сотрудничестве с «преступным» режимом и пренебрежении гуманитарным аспектом дарфурского кризиса. Речь идет, главным образом, о Китае и России1, которые, в отличие от стран-союзников по НАТО, способны договориться с суданским лидером.

Судя по тем сигналам, которые исходят в последнее время из Москвы, российские политики это прекрасно понимают. Так, спецпредставитель президента РФ в Судане Михаил Маргелов заявил, что Россия готова направлять в Судан медикаменты и продовольствие, необходимые для предотвращения в Дарфуре катастрофы, угроза которой нависла над регионом перед лицом ожидаемого свертывания работы гуманитарных миссий. Важно, однако, чтобы помощь России населению Дарфура была систематической и осуществлялась во взаимодействии с теми международными организациями, которые не смогут работать в Судане напрямую.

И все же - зачем это вдруг российскому правительству понадобилась конференция по Дарфуру? Откуда этот небывалый интерес к гуманитарным нуждам этого региона?

Не будем лукавить: вряд ли российскими политиками движет лишь забота о страдающем населении Дарфура вкупе с желанием остановить кровопролитие в этом регионе. Пролить свет на этот вопрос позволяет статья Михаила Маргелова «Африка ждет Россию», опубликованная в прошлом месяце в «Российской газете». Лейтмотивом там звучит тема экономического сотрудничества России с Суданом и Африкой в целом. О дарфурском мирном урегулировании упомянуто лишь вскользь, в то же время акцентируется внимание к взаимодействию России с Африканским Союзом, в частности - в форме создания постоянно действующего российско-африканского форума на уровне высокопоставленных представителей МИДов заинтересованных стран.

Понятно, что политическая активность Москвы в Судане и других богатых природными ресурсами странах Африки служит продвижению интересов российских компаний, в первую очередь государственных или же тесно связанных с государством. Также возможная положительная роль России в Дарфурском мирном процессе способствует возвращению доверия к Москве во многих африканских столицах, что значительно облегчит лоббирование экономических интересов. Если российское правительство всерьез нацелилось на «возвращение в Африку», то ему крайне необходимо, чтобы в Африке его перестали воспринимать только лишь как поставщика вооружений, причем не слишком разборчивого по отношению к своим покупателям. Который не слишком следит за тем, чтобы тот или иной перекупщик не перепродал потом это оружие очередному одиозному полевому командиру из соседней страны.

Это особенно важно с учетом тяжелого «наследства» 90-х годов. В то время «политика» России на Африканском континенте как никогда характеризовалась отсутствием этой самой политики. В условиях, когда Москве было «не до Африки», а диппредставительства России на африканской земле в массовом порядке закрывались «за ненадобностью», никто особо не контролировал, чем там занимаются те немногие отечественные компании, в частности авиаперевозчики, что не спешили свернуть свою деятельность на континенте. Кроме того, многие российские летчики, оказавшиеся ненужными своей стране, в частном порядке нанимались к сомнительным, не обязательно российским, грузовым перевозчикам, занимавшимся нелегальной транспортировкой вооружений.

Еще недавно командиры южносуданской Народно-Освободительной Армии (СНОД/СНОА), воевавшие против суданского правительства, сетовали в беседе с российским журналистом на то, что «русские летчики возят оружие Кабиле (Джозеф Кабила – нынешний президент Демократической Республики Конго – прим. авт.) в Конго, а тот с ними же посылает два танка в Хартум». Похожие истории, сомнительную роль в которых играли бывшие специалисты гражданской и военной авиации из ряда стран СНГ, в том числе и России, получили известность в Уганде, Сомали, в самой Демократической Республике Конго…

Возвращаясь к Судану, стоит отметить, что интересы России в этой стране в значительной мере связаны с месторождениями редких металлов и минерального сырья, о чем также пишет Михаил Маргелов. Однако многие из этих месторождений расположены либо в южной части страны, либо на территориях, оспариваемых Севером и Югом, и далеко не факт, что договариваться о концессиях на их разработку российским компаниям придется в будущем именно с Хартумом.

Как известно, в 2011 году в Южном Судане должен состояться референдум по вопросу о независимости. Вариантов развития событий, по большому счету, здесь два: либо референдум и односторонне провозглашение Югом независимости, либо срыв по вине Хартума Всеобъемлющего Мирного Соглашения, заключенного в 2005 году, и, как следствие, возобновление гражданской войны между Севером и Югом. Впрочем, и первый вариант, по всей вероятности, приведет к новому витку вооруженного противостояния на юге страны. Однако, поскольку проблема Дарфура к тому времени, очевидно, тоже решена не будет, вероятность того, что Суданское народно-освободительное движение (СНОД) на Юге и дарфурские повстанцы на Западе выступят против Хартума единым фронтом, достаточно велика. А значит, шансы Севера на победу в этой возможной войне представляются крайне призрачными.

В этой ситуации для России крайне недальновидно было бы, развивая сотрудничество с Аль-Баширом, в том числе в военной сфере, недооценивать фактор Юга страны2. И в Москве это, очевидно, понимают, о чем свидетельствует хотя бы маршрут недавней поездки спецпредставителя президента РФ по Судану, в ходе которой Маргелов первым из российских политиков посетил столицу южной автономии Джубу, где провел переговоры с президентом Южного Судана Салва Кииром и другими высокопоставленными представителями СНОД.

Об этом же свидетельствует и заявление Маргелова о предстоящем до конца этого года визите делегации Южного Судана в Москву, где она проведет встречи на уровне руководства партий.

Предположительно, речь на этих встречах пойдет о таких направлениях сотрудничества с Южным Суданом, как создание дорожной инфраструктуры, строительство, пищевая промышленность, геологоразведка и подготовка кадров.

Кроме того, как сообщил спецпредставитель Дмитрия Медведева в Судане, Россия изучает возможность открытия генерального консульства в Джубе, что, кстати говоря, уже сделали американцы и китайцы.

Все это наводит на мысль о том, что Москва уже сейчас намерена заложить прочные основы для будущих отношений с Югом Судана, который к тому же вскоре может стать независимым.

Если российской дипломатии удастся сыграть положительную роль в дарфурском мирном урегулировании, это станет шагом в том числе и навстречу Южному Судану. На наш взгляд, если Россия откажется от безусловной поддержки правительства Аль-Башира и недвусмысленно заявит о необходимости для всех сторон соблюдать взятые на себя обязательства в рамках Дохийского процесса в дарфурском мирном урегулировании, а также Всеобъемлющего мирного соглашения по линии Север-Юг, для правительства Сальва Киира это станет сигналом готовности Москвы при случае сыграть роль посредника между Севером и Югом.

В любом случае интересно будет увидеть, к чему приведет инициатива России по проведению в Москве международной конференции по Дарфуру, и какой формат примет эта конференция, если она все же состоится. Этот вопрос уже обсуждался на встрече Маргелова с премьер-министром Эфиопии Мелесом Зенауи и заместителем министра иностранных дел Великобритании лордом Марком Маллок-Брауном.

Наверняка тема московской конференции станет одной из главных и на предстоящих встречах Маргелова с представителями Кении, Уганды, Чада и Египта, запланированных на ближайшие месяцы. Кроме того, непростым обещает выдаться обсуждение так называемого «суданского досье» с представителями Франции – страны, которая, как известно, пользуется широким влиянием на лидеров некоторых из повстанческих группировок в Дарфуре, а также придерживается жесткой позиции в отношении ордера на арест Аль-Башира.

Что же касается американской дипломатии, то от нее, вероятно, стоит ждать противодействия последним инициативам России в дарфурском мирном процессе, равно как и наметившейся активности Москвы в Южном Судане. Вашингтон будет всячески стремиться не допустить сближения России с руководством СНОД, которое рассматривается Госдепом как потенциальный союзник. Не останется в стороне и Китай – на сегодняшний день ближайший партнер Хартума. За два года до окончания переходного процесса в рамках мирного соглашения между Севером и Югом основная схватка за ресурсы Судана только начинается…

1 Размер помощи России населению охваченного войной Дарфура явно не соответствует претензии российского правительства на весомую роль в мирном урегулировании. Так, по данным Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев, в 2008 году Россия перечислила в фонд помощи беженцам Дарфура меньше, чем, к примеру, Монако.

2 Взаимоотношения России с правительством Аль-Башира до последнего времени говорили именно об этом. Не имея серьезных экономических оснований для поддержки Аль-Башира, не будучи связанным с Хартумом, в отличие от того же Китая, крупными нефтяными контрактами, российское правительство, тем не менее, и до и после заключения в 2005 году Всеобъемлющего мирного соглашения поставляло хартумским властям наступательное вооружение, в частности, танки и боевую авиацию, фактически поддерживая Хартум в противостоянии с дарфурскими повстанцами и – прямо или косвенно – также с правительством Южного Судана.

Жуков Александр
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).