будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Абхазия Южная Осетия
Май 18, 2025
Мир
Карпюк Илья

Слияние и поглощение

Слияние и поглощение
surkov2
Владислав Сурков и Президент Южной Осетии Леонид Тибилов. Источник: Фото: presidentruo.org

В Южной Осетии продолжается противостояние политических сил из-за заключения с Россией договора о союзничестве и интеграции. Ни один из политиков не выступает против интеграции как таковой, однако проектов договоров опубликовано уже по крайней мере два — один от имени оппозиции, один от имени правительства.

Стремление Южной Осетии наладить как можно более близкие отношения с Россией понятно. Республика существует практически исключительно благодаря российским вооруженным силам — в 2008 году именно российская армия нанесла поражение грузинским войскам в ходе «августовской войны». Доходная часть бюджета республики более чем на 90% состоит из российских дотаций, в 2014 году Москва безвозмездно перечислили Цхинвали 5,7 млрд рублей.

Сразу после окончания российско-грузинской войны и официального признания Москвой независимости Южной Осетии был заключен большой Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, на основании которого на территории Южной Осетии находится российская военная база. Позже были подписаны еще несколько десятков двухсторонних соглашений, но все они не всеобъемлющи, как Договор о дружбе, а узконаправлены: отмена визового режима, помощь в социально-экономическом развитии и т.д.

Аналогичный договор в 2008 году был подписан и с Абхазией — другой страной, независимость которой Москва признала после российско-грузинской войны 2008 года.

В 2014 году Москва решила устроить «перезагрузку» отношений с двумя отделившимися от Грузии республиками, во всяком случае с формальной точки зрения. Чем было вызвано это желание до конца непонятно: полуофициальная версия гласила, что вероятное вступление Грузии в НАТО требует от России соответствующей политики в Закавказье. Для этого нужно было подписать новые большие договоры. Первой оказалась Абхазия: 24 ноября президент Владимир Путин подписал со своим абхазским коллегой Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве.

Помимо самого текста договора было опубликовано два предварительных варианта, благодаря которым можно отследить «эволюцию» документа. Так, например, в одном из предварительных вариантов было указано, что Россия гарантирует, что ее граждане на территории Абхазии будут получать пенсию не меньшую, чем пожилые люди на территории Южного федерального округа. Учитывая, что практически все население Абхазии имеет российские паспорта это важное обязательство. В конечном варианте договора сказано, что пенсионеры-россияне будут получать пенсии, «сопоставимые» с тем, что получают в ЮФО.

Также в конечном варианте договора прописано, что действие Объединенной группировки войск, которая состоит из вооруженных сил Абхазии и России, начинается после того, как обе стороны примут согласованное решение о наличии опасности агрессии. В первом варианте договора было записано, что Россия самостоятельно определяет, есть угроза агрессии для Абхазии или нет.

 
Владислав Сурков и Леонид Тибилов

Аналогичная история, похоже, происходит и с новым договором между Россией и Южной Осетией. По каким-то причинам Москва решила, что в 2014 году пришло время обновить основной документ, на основании которого происходит сотрудничество двух стран. Курирующий отношения с Осетией Владислав Сурков заявил в декабре, что документ будет подписан в конце января.

Причем положения нового договора настолько важны как для населения, так и для политических элит Южной Осетии, что его обсуждение происходит не в тихих кабинетах посольств и МИДов двух стран, а публично, с участием депутатов, журналистов, политиков и прочей заинтересованной общественности.

 
Анатолий Бибилов

Первая версия договора, которая обсуждалась в Южной Осетии и разошлась в социальных сетях в декабре 2014 года, предполагала фактическое упразднение местных силовых структур, таких как Министерство обороны, МВД, таможня, пограничная служба и т. д., и передачу всех их функций России. Южная Осетия отказывалась по этому договору двже от собственной судебной системы. Сторонником такого развития событий, а в будущем — присоединения Южной Осетии к России является спикер парламента республики Анатолий Бибилов. Но его партия «Единая Осетия» хоть и набрала большинство на выборах летом 2014 года, но все же находится в некоторой оппозиции к президенту Леониду Тибилову.

В минувшие выходные свой проект договора презентовал министр иностранных дел республики, лидер партии «Новая Осетия» Давид Санакоев. Если в первой версии предусматривается абсолютная интеграция силовых структур республики в соответствующие российские ведомства, то в проекте договора Санакоева говорится, что Южная Осетия сохранит свою армию, милицию и таможню.

 
Давид Санакоев

Проектом договора предполагается, что Россия и Южная Осетия «формируют единый контур внешней обороны и безопасности», однако применение Объединенной группировки войск на территории Южной Осетии будет возможно только с разрешения главнокомандующего, то есть президента республики.

Представители «Единой Осетии» настаивают на том, что республика должна быть полностью интегрирована в состав России и угрожают провалить ратификацию договора в парламенте, если будет подписан вариант Санакоева.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты сходятся на том, что проект договора «Единой Осетии» неконституционен, поскольку предполагает фактическое упразднение всех силовых ведомств. Даже если он будет подписан и принят парламентом, его в любой момент можно будет оспорить в суде.

И в проекте министра иностранных дел Санакоева говорится о том, что Южная Осетия передает России все полномочия по охране границы, а также предполагается упразднение пунктов пропуска между двумя странами.

Последнее слово, впрочем, остается за Москвой — говорит о самостоятельности Южной Осетии, учитывая размер дотаций из России, не приходится. Источники «Коммерсанта» в Администрации президента сказали, что работа над договором еще ведется, но сроки подписания, озвученные Сурковым, пока никто не переносил.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).