будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
пропаганда хакеры социальные сети Google Twitter YouTube
Июль 14, 2025
Мир
Сакоян Анна

Соцсети и монополизация

Соцсети и монополизация
800-600_t4m7sIq
Социальные сети. Коллаж. Источник: pixabay.com

The Economist рассуждает о роли соцсетей в либеральной демократии. Соцсети долгое время представлялись воплощением эталонной либеральной информационной инфраструктуры. Они ассоциировались с просвещенной политикой, точным информированием и беспрепятственной быстрой коммуникацией. Все это, по замыслу, должно было стать мощным орудием против коррупции, узости взглядов и лжи.

Но тут пришли русские хакеры и все испортили. Точнее, в этот раз пришла русская пропаганда. Медийный фокус сейчас сместился с хакеров на нее, но речь по-прежнему идет об американских выборах осенью 2016 года. Начиная с августа 2015 года и далее, пишет автор, российская «дезинформация» захватила крупнейшие социальные платформы — Facebook, YouTube и Twitter. Так крупнейшие соцсети из рассадников пропаганды либерализма превратились в рассадники российской пропаганды.

Но на самом деле, признает автор, российская пропаганда — это еще не главная беда, а только повод поговорить о проблеме. А настоящая проблема, по его мнению, в том, что политика «от ЮАР до Испании» становится все более неприглядной. И объясняется это отчасти распространением в соцсетях лжи и ненависти, которые затуманивают умы избирателей и мешают им поддерживать партнерские отношения между собой. Иными словами, соцсети теперь оказываются не поддержкой либерального режима с его информационной открытостью, а, наоборот, препятствием к этой открытости.

 
Акция протеста / pixabay.com

Собственно, соцсети не то чтобы порождают раздоры, оговаривает автор. Они скорее их усугубляют и актуализируют. В 2007-2008 гг. финансовый кризис вызвал массовый гнев граждан по отношению к богатой элите, которая всех подвела. Так началась классово-имущественная поляризация. Параллельно начала расти культурная поляризация на основании идентичностей. Конечно, допускает автор, не только соцсети способны вызывать поляризацию. Этому также могут способствовать телевидение и радио. Но возможности телевидения и радио в этой области уже изучены, поэтому недоумения не вызывают. А вот соцсети — это пока еще новшество, и их влияние сильно недооценивается.

А между тем, у соцсетей есть огромный потенциал влияния. Их бизнес-модель строится на том, чтобы собирать как можно больше данных о пользователях и предлагать их вниманию именно то, что их больше всего заинтересует. Это дает им преимущество в «экономике внимания», где информационным источникам приходится бороться за то, чтобы пользовательским вниманием завладеть. Наличие таких алгоритмов дает большие возможности в продвижении и распространении информации, а также в формировании мнений.

Но информация продвигается в соответствии со строгой закономерностью: пользователям предлагается именно то, что им может понравиться. Это значит, что соцсети не то что не способствуют информационному обмену между разными социальными оппонентами, а, наоборот, препятствуют ему. В такой ситуации группы оппонентов в соцсетях начинают представляться друг другу исключительно лживыми, никчемными и злонамеренными, а фактического контакта между ними не происходит.

 
Памятник и прохожий / pixabay.com

Постепенно люди адаптируются к этому новому средству формату обмена информацией, считает автор. Только 37% американцев верят информации, которую они встречают в соцсетях. И только половина этих 37% некритически верят печатным газетам и журналам. Но проблема в том, что за время этой адаптации уже может произойти много нехорошего. Автор предполагает, что часть проблемы в том, что соцсети сейчас представлены технологическими гигантами-монополистами, которые при кажущемся информационном многообразии используют унифицированные подходы и стратегии. Противовесом могло бы стать давление антимонополистов, которое привело к дроблению социальных платформ. Такими платформами было бы труднее манипулировать, и они бы лучше отвечали задачам информационного сообщения.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).