Впервые за последние годы высокие темпы экономического роста в 2001 году больше связаны с ростом внутреннего спроса, чем с ростом экспорта. По оценке Института экономики РАН, экспорт за 9 месяцев вырос на 1.4%, тогда как промышленное производство - на 5.2%. Экономический советник президента Андрей Илларионов считает, что это стало возможно в частности благодаря замедлению темпов роста реального курса рубля в этом году и снижению доли расходов бюджета к ВВП. Однако, заметил советник, комментируя "Полит.Ру" проект бюджета-02, в следующем году вновь предусматривается некоторое увеличение расходов, что угрожает экономическому росту.
В этом году правительство жестко контролировало расходы. За январь-август 2001 расходы расширенного правительства (федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные фонды) к ВВП снизились с 33.5% до 32.8%. При этом непроцентные расходы снизились сильнее - с 30.8% до 29.5%. В прошлом году при росте ВВП на 8.3% федеральные непроцентные расходы выросли на 28% - это, по мнению советника, характерный пример жизни не по средствам. В начале 2001 года тенденция оставалась прежней, но после решения о полной выплате внешнего долга и апрельской приостановки роста расходов в целом за год федеральные непроцентные расходы увеличатся всего на 7%, а расходы расширенного правительства - на 2%. Это вполне сопоставимо с ростом ВВП. Непроцентные расходы федерального правительства упали до 11.2%, что и стало одним из факторов роста. Илларионов даже согласился с оценкой работы Минфина как с "бюджетной революцией" - финансовое ведомство стало гораздо тщательнее контролировать расходы бюджетополучателей. Другим фактором роста стало замедление темпов укрепления реального курса рубля, чем в известной мере воспользовались импортозамещающие производства (наивысшие темпы роста - у пищевой промышленности).
По проекту бюджета-02 непроцентные расходы федерального бюджета возрастут с 11.2% до 15.1% ВВП. Увеличиваются (с 17.6 до 18.4% ВВП) и бюджетные изъятия из экономики. Непроцентные расходы расширенного правительства увеличиваются с 29.5% до 32.3% ВВП (выплата процентов в последние годы составляет в среднем 3% ВВП). Это наряду с внешними шоками - опасностью "импорта рецессии" - может сыграть с экономикой в 2002 злую шутку, считает Илларионов. Напомним, что серьезную тревогу по поводу сверхоптимистичности бюджетного проекта на фоне мировой рецессии на прошлой неделе высказывал и Олег Вьюгин. В самом деле: бюджет-02 построен на прогнозе роста ВВП в 4.5%. Это весьма самонадеянно, если только в результате бойкота или войны цена нефти не взлетит до поднебесья. Не скорректировавший еще после терактов 11 сентября свой прогноз на 2002 г. МВФ ожидает рост мировой экономики на 3.5%, зато инвестбанки, быстрее пересматривающие свои ожидания, уже снизили прогноз роста до 1.5-2%. Российское правительство по меньшей мере "в два раза оптимистичнее", хотя снижение спроса обязательно коснется и российского экспорта. В ситуации мировой рецессии "закладываться" на быстрый рост - весьма опасно. Сейчас как раз то время, когда самая надежная стратегия - заняться заготовкой сена/соломы и расстиланием этих продуктов растениеводства в тех местах, где можно упасть. Иначе вполне прогнозируемая рецессия окажется для нашего правительства столь же неожиданной, как наступление зимы, паводков, лета и уборки урожая.