The Economist начал обсуждать перспективу выборов в американский конгресс, которые пройдут в ноябре этого года. Американские СМИ обсуждают эту тему уже давно и в больших подробностях. Теперь и британские сочли нужным представить ее своей аудитории.
Каждые два года, пишет автор, в США проходят выборы в конгресс. Очередные выборы должны состояться в этом ноябре. Сейчас в обеих палатах конгресса — палате представителей и сенате — преобладают республиканцы, и их повестка номинально во многом согласуется с повесткой президента США Дональда Трампа, тоже республиканца. Тем не менее, несмотря на такое гармоничное сочетание сил в ветвях власти, в конгрессе в последнее время регулярно наблюдалась напряженность из-за сильных разногласий по общей даже для республиканцев повестке. Из-за этого, в частности, попытки провести реформу системы здравоохранения оказывались провальными, а налоговая реформа была одобрена с очень небольшим перевесом голосов в ее пользу.
Наличие таких противоречий у преобладающей партии дает оказавшимся в оппозиции демократам надежду на то, что им удастся получить большинство хотя бы в одной из палат. Республиканцы, в свою очередь, рассчитывают победить за счет того, что экономика за время их преобладания окрепла, а уровень безработицы снизился. Таким образом, прогнозы об исходе парламентских выборов в США зависят от того, что считать определяющим фактором.
Двухпалатная структура конгресса США, объясняет автор, - это продукт полемики XVIII в., которая возникла, когда первые штаты начали объединяться в единый союз. Более крупные штаты хотели, чтобы количество выделяемых им парламентских мест было пропорционально размерам населения. Небольшие штаты, хотели, чтобы от каждый штат был представлен в парламенте равным числом голосов.
В итоге вышел компромисс. Состав нижней палаты определяется численностью населения штатов, а в верхней каждый штат представлен двумя сенаторами, которые избираются на шесть лет. Собственно, на тех выборах, которые проходят раз в два года, одномоментно избираются представители именно нижней палаты общим числом 435 человек. В сенате состав меняется значительно медленнее: за раз избирают обычно не более трети сенаторов. Считается, что в частности за счет этого он может оказывать сдерживающее влияние на правительство.
В нынешней ситуации демократам и их беспартийным союзникам нужно получить всего два места, чтобы добиться большинства в сенате. Для преобладания в палате представителей им не хватает 25 мест. Может показаться, что демократы совсем близки к победе хотя бы в сенате. Но на самом деле их позиции в верхней палате весьма шатки. В этом году будут избраны 35 сенаторов. 26 из этих мест уже заняты демократами или их союзниками.
При этом в 10 из этих случаев речь идет о сенаторах из штатов, которые в 2016 г. проголосовали за республиканца Трампа. С победой в палате представителей дело обстоит еще более сомнительно. С другой стороны, популярность демократов, согласно рейтингам, сейчас растет. Это значит, что теоретически они могут рассчитывать на некоторую победу, правда с незначительным преобладанием.
С республиканцами можно ожидать аналогичной неопределенности. Если они и сохранят свое численное превосходство, то, скорее всего, с потерей некоторого количества мест, то есть с небольшим преимуществом. Если они проиграют хотя бы в одной из палат, это приведет к поиску межпартийных компромиссов в ситуации принятия жизненно важных законов. Также победа демократов, вероятно, будет означать возобновление расследований по предполагаемому предвыборному сотрудничеству Трампа с Россией. Результаты предстоящих парламентских выборов в США, заключает автор, могут оказать сильное влияние на дальнейшую деятельность президентской администрации.