Госсекретарь США Кондолиза Райc заявила, что Соединенные Штаты, Турция и Ирак объединят свои силы против курдских сепаратистов в северном Ираке. «У нас есть общий враг, и мы будем действовать сообща против него», – сказала Райc в ирландском Шенноне перед вылетом в Анкару. По всей видимости, это не значит, что США согласны на военную операцию турков в северном Ираке. Госсекретарь подчеркнула, что Турция самостоятельно не должна предпринимать каких-либо шагов, которые могут дестабилизировать ситуацию в Ираке. Райс дала понять, что Вашингтон может прислушаться к призыву Анкары и ввести санкции в отношении курдских сепаратистов.
До сих пор власти США и Ирака пытались всячески предотвратить возможное начало военной операции турков против экстремистской Рабочей партии Курдистана (РПК) – из опасений, что вторжение в северный Ирак вызовет беспорядки в этом самом безопасном и экономически развитом регионе Ирака.
Заявление Райс прозвучало на следующий день после того, как кабинет министров Турции одобрил введение санкций против РПК и поддерживающих ее организаций в северном Ираке. Речь прежде всего идет об экономических мерах: в частности, закрытие воздушной границы Турции с северным Ираком, ограничения на проход наземной границы, сокращение турецкого экспорта в Ирак (в первую очередь электроносителей и цемента), а также запрет на территории Турции всех учреждений и предприятий, принадлежащих администрации Курдистана. Санкции пока не вступили в силу, но это может произойти в любой момент. Такое решение наблюдатели объясняют желанием подорвать экономический подъем, который наблюдается в последние годы в богатом нефтью иракском Курдистане. Это может быть реакцией Анкары на принятый в сентябре сенатом США законопроект, который предполагает создание трех административно-территориальных образований в Ираке: для курдов – на севере, мусульман-шиитов – на юге и мусульман-суннитов – в центре. Эксперты расценили это как новый курс Вашингтона, направленный на раздел Ирака с перспективой создания независимого Курдистана.
Ранее в Анкаре говорили, что готовы отказаться от военной операции в Курдистане, если эту проблему решит иракское правительство. Однако в Багдаде признали, что не способны справиться с боевиками КРП, чьи базы расположены в труднодоступной горной местности.
Напомним, после того, как в середине октября парламент Турции принял решение о спецоперации в северном Ираке, к границе была стянута крупная группировка турецкой армии – 100 тысяч военных, артиллерия и авиация. Однако все ограничивалось обстрелами и бомбардировками позиций курдов, скрывающихся в труднодоступных горных районах. Боевики отвечали вылазками против турецких военных. А ожидаемое вторжение так и не началось. Возможно, начало полномасштабной операции откладывалось до тех пор, пока Анкара не согласует свою позицию с Вашингтоном, который делают ставку именно на курдов в деле стабилизации в Ираке.
Ранее стало известно, что военная операция в иракском Курдистане не начнется по крайней мере до 5 ноября, когда турецкий премьер Тайип Эродган приедет в Вашингтон. Впрочем, прорыва на этой встрече не ожидалось. Американцы могли сделать вид, что попытаются защитить курдов, а турки – выдержать паузу, чтобы не складывалось ощущение, будто они не сопротивляются «воле народа»: по всей стране идут массовые выступления за войну против иракского Курдистана. Теперь ситуация, похоже, изменилась.
Шаг со своей стороны сделали и курдские сепаратисты. В четверг они заявили о готовности прекратить сопротивление, но выдвинули Турции несколько условий, скорее всего невыполнимых. В частности, члены РПК призвали турков представить им план мирного урегулирования проблемы, а также освободить курдского лидера Абдуллу Оджалана, который отбывает пожизненный срок в турецкой тюрьме.
На самом деле война не нужна ни Турции, ни Ираку, ни США, и, несмотря на все воинственные заявления, Эрдоган делает все, чтобы избежать крупной операции, считает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, доктор исторических наук, профессор ГУ ВШЭ Георгий Мирский.
Во-первых, сказал он в интервью «Полит.ру», вторжение не будет означать полного уничтожения боевиков РПК. «Турции удастся оккупировать какую-то территорию, но не навсегда, потому что все равно постоянно будет вестись какое-то сопротивление, партизанская война», – считает эксперт. Во-вторых, отметил он, военные действия могут помешать сближению Турции с Евросоюзом. В-третьих, вторжение турецких войск сильно осложнит и без того непростые из-за признания комитетом по международным делам палаты представителей США геноцида армян отношения с Америкой. «Для американцев иракские курды – это вообще единственный надежный союзник в Ираке», – сказал Мирский.