будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия
Май 19, 2025
Мир

Ставки и риски в Южной Осетии

Напряженная ситуация вокруг Южной Осетии продолжает оставаться одним главных новостных сюжетов этого лета. Что хочет Грузия, чего в этой ситуации может хотеть Россия – о целях и интересах субъектов кавказской политики корреспондент “Полит.ру” беседовал с Аллой Язьковой.

Алла Язькова – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, эксперт Госдумы Федерального собрания РФ, автор свыше 200 научных трудов по проблемам международных отношений в Балканском и Черноморско-Каспийском регионах.

Нынешний конфликт в Южной Осетии начался через 12 лет после заключения мирного договора между этой непризнанной республикой и двумя суверенными государствами – Грузией и Россией.

Предыдущие 12 лет, для Грузии это годы режима Шеварднадзе, ситуация с Южной Осетией была достаточно стабильна. Этот status quo был обусловлен тем, что транзитный коридор, который проходил из России в Грузию через Рокский тоннель по осетинской территории, служил каналом контрабанды, на котором была завязана и российская, и грузинская, и осетинская мафия. Причем как в любом случае, когда мы имеем дело со стабильным нелегальным источником дохода на территории со слабой политической властью, на контрабанде зарабатывали и различные властные и политические структуры как с той, так и с другой стороны. Проследить и определить границы этой коррупции достаточно тяжело, ситуация, естественно, непрозрачна.

Но несколько лет назад ситуация начала меняться. Как и с российской стороны, так и внутри Южной Осетии. Достаточно неожиданно выигравший в 2002 году президентские выборы в этой республике Эдуард Кокойты, через год провел целый ряд и назначений в силовых ведомствах республики, что позволило ему получить более существенный контроль над российско-грузинским транзитным коридором.

Приход к власти в Грузии Михаила Саакашвили и его сторонников изменил ситуацию окончательно. Как мы помним, во время инаугурации в монастыре Гелати на могиле Давида Строителя, могиле человека и вправду построившего Грузию, грузинский президент дал клятву восстановить территориальное единство страны. После аджарских событий, окончившихся триумфом грузинского руководства, Саакашвили сделал ряд заявлений, которые позволили судить о том, что в ближайшее время стоит ждать продолжения “объединительной” политики грузинской власти.

Вопрос стоял лишь в том, начнет Саакашвили с непризнанной республики Абхазия или со столь же непризнанной международным сообществом Южной Осетии. Осетия была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, там нет такой концентрации российских бизнес-интересов как в Абхазии. Во-вторых, в отличие от Абхазии, в Осетии не было этнических чисток, и на территории этой республики до сих пор находится несколько крупных грузинских сел, которые Саакашвили пытается использовать в качестве своего рода “плеча” при решении осетинской проблемы.

Провокационная, по большому счету, политика грузинских властей и агрессивная риторика Саакашвили по поводу России во время его лондонского выступления может объясняться следующим: таким образом он создает ситуацию и предмет для переговоров с Россией по самым принципиальным для обеих сторон вопросам. Для Грузии, в первую очередь, речь идет о политике России по отношению к непризнанным республикам, де юре находящимся в составе Грузии. И Россия в лице нашего президента неоднократно подчеркивала, что целостность грузинского государства является ценным и значимым фактором в ее кавказской политике.

В ответ Россия может снова поднять целый ряд вопросов: закрытие прохода в Грузию для чеченских боевиков, нежелательность присутствия американских военных баз на территории Грузии, приватизация каких-то грузинских, осетинских, абхазских экономических объектов. Что касается экономики, то это, в первую очередь, энергетика и транспортное сообщение. Напомню, что Грузия граничит со всеми республиками Северного Кавказа, и в этом смысле ее значение сложно переоценить.

Мое личное мнение, которое в общем-то является мнением специалиста-международника, состоит в том, что эскалация конфликта российской стороной пагубна для России. В этом случае мы можем просто потерять лицо на международной арене. Похоже, в Москве это понимают, проблема в отдельных горячих головах на местах, имеющих на этих местах собственные интересы. Например, заявление Кокойты об объединении Северной и Южной Осетии – явно риторический ход, вряд ли Россия пройдет на это. То же самое касается ряда заявлений российских военных о том, что российские войска будут стоять до конца и в случае необходимости готовы вести боевые действия. На мой взгляд, эти заявления могут определяться корпоративными армейскими интересами, не являясь при этом выражением государственной позиции, которая, впрочем, как всегда у нас не очень четко артикулирована.

Беседовал Булат Нуреев

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).