будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Мир

Страна отметила год полпредам: благодаря спросу на "собирание Руси" президентские наместники уверенно держатся в аппаратных битвах

На выходных широко отмечен был год введения института полномочных представителей президента. В субботу в присутствии премьера, руководства Администрации и всех силовиков, включая Рушайло, полпредов принял Путин; потом он с ними отобедал. "Коммерсантъ" описывает новые восемь задач, поставленные перед полпредами, и заключает, что они получили еще больше полномочий. Например, им поручено контролировать расходование бюджетных средств в регионах, а правительству через премьера Касьянова адресована просьба содействовать этой работе. Важно, впрочем, что нет соответствующего указа. Кроме этого полпреды должны продолжить координацию работы госорганов в регионах (прежде всего - силовых), заняться местным самоуправлением, "аттестацией госслужащих", разграничением полномочий между центром, регионами и муниципалитетами, а также "оказывать помощь оргстуктурам гражданского общества". Гражданское общество понимается в Кремле как насущная задача: по информации "Полит.Ру", президент проводит консультации со своими советниками по этому поводу.

Сами полпреды внешне тоже довольны встречей с Путиным. Однако Владимир Познер в воскресном эфире ОРТ передал Кириенко слова кремлевского анонима о том, что Путин всеми, исключая Кириенко, полпредами, напротив, сильно недоволен. Полпреды уходили от комментариев по поводу ситуации в Приморье, где краевая Дума направила Путину жалобу на Пуликовского и Апанасенко. Вообще в отношении их участия в региональных выборах единства нет: центральный полпред Полтавченко заявил программе "Зеркало", что если он видит, что кандидат - "болтун", то так гражданам и говорит - мол, болтун; Кириенко, напротив, считает недопустимой полпредскую публичную поддержку кандидатов. Кроме того, тот же Кириенко в интервью "Полит.Ру" заявлял о желательности перехода к прямым выборам сената; а южный полпред Казанцев последовательно транслирует мысль о том, что в России и без того слишком много выборных органов. Кадровая полпредская смесь бросается в глаза: троих - Черкесова, Латышева и Драчевского - как будто нет вовсе. Но ротация полпредов вряд ли последует до следующих президентских выборов.

Тем не менее институт полпредов - единственный, кроме самого президента, инструмент борьбы государственного абсолютизма с региональным феодализмом (то, что на полит-жаргоне называется "собиранием земель") - состоялся хотя бы в том смысле, что полпреды воспринимаются как власть: ВЦИОМ отмечает медленный, но последовательный рост доверия к ним. И пока на абсолютистский тренд сохранится общественный спрос, полпреды будут только получать полномочия, а не терять их. Но "собирание земель" вряд ли должно пониматься как самоценная унификация регионального законодательства, его конституционное выравнивание: полпреды - прежде всего политический институт прямого действия, канал коммуникации между центральной и региональной властью; сегодня Кремль скорее интересует конвенция о политической активности, и трансляция федеральных норм есть в этом случае инструмент давления. Это хорошо видно на примере отношений с Москвой: наместник Полтавченко не склонен в реальном темпе ликвидировать антиконституционные нормы московского мэра, их отмена может быть разменяна на содержательную лояльность.В то же время очевидно, что институт полпредства вполне склонен эволюционировать в сторону превращения в альтернативные центры региональных хозяйственно-олигархических групп. С одной стороны, это соответствует задаче "вытаскивания" стула губернаторского феодализма, с другой - становится самодостаточной задачей (во многом именно так понимает свое полпредство северо-западный представитель Путина Черкесов). Можно предположить, что эффективность института будет напрямую зависеть от того, насколько реальными и корректными будут политические задачи, формулируемые полпредам президентом. В отсутствие собственно государственных задач они будут стремительно превращаться в альтернативные механизмы формирования регионального госкапитализма.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).