Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по статье 120 УК ("доведение до самоубийства") в связи со смертью министра транспорта Украины Георгия Кирпы. Создана следственно-оперативная группа, в которую вошли представители Генпрокуратуры, СБУ и МВД. Дело взял под личный контроль генпрокурор Украины Святослав Пискун.
Вчера вечером Кирпа был найден мертвым на своей даче в поселке Бортничи под Киевом. В первые часы после этого никаких подробностей не сообщалось, в правоохранительных органах заявили лишь, что пока можно говорить лишь "о внезапной смерти на даче под Киевом", а все остальное – "закрытая информация". "Застрелился в собственной бане", – сообщил информированный источник в МВД.
Известно, что в день смерти, около 15:00 Кирпа проводил с дачи свою жену, а в 16:00 долго говорил с кем-то по телефону. В 18:00 мск. был найден мертвым. По некоторым данным, незадолго до смерти Кирпа встречался с одним из первых лиц Украины.
Кирпа был найден с огнестрельным ранением в голову. Рядом с ним лежал личный пистолет ПСМ, предназначенный для самозащиты и спецопераций, гильза и пуля калибром 5,45 мм. Система видеонаблюдения на даче зафиксировала, что министр входил в летний домик один. По предварительной информации, на даче было два охранника.
Ранее украинский «Пятый канал» сообщил несколько иную информацию: у Кирпы было несколько огнестрельных ранений, и это не самоубийство.
Тем не менее версия самоубийства стала основной для следствия. Упоминалась история со строительством моста через Днепр: на это были выделены бюджетные деньги, но работа так и не началась. Так что самоубийство может быть связано с долгами. По крайней мере так сказал бывший заместитель Кирпы Иван Салий. Однако не исключается и то, что это было убийство, возможно связанное с переделом крупнейшего рынка перевозок.
Некоторые СМИ делают предположения о том, что смерть Кирпы может быть связана с политикой, находя неслучайным то, что министр, поддерживавший на выборах Виктора Януковича, погиб сразу после завершения голосования.
Георгий Кирпа был одним из самых влиятельных и богатых людей на Украине. Он возглавлял министерство транспорта Украины с 2002 года. Позже Минтрансу была также подчинена сфера связи, и Кирпа стал министром транспорта и связи. Кипра был особенно близок к президенту Леониду Кучме. До выдвижения на пост президента страны Виктора Януковича Кирпа рассматривался как возможный кандидат на высшую должность в стране. На прошедших выборах президента Кирпа поддерживал Виктора Януковича.
Георгий Кирпа родился 20 июля 1946 года в селе Клубивка Изяславского района Хмельницкой области. В 1964 году начал работать слесарем Клембоского сахарного завода. В 1970 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, специальность – эксплуатация железных дорог, инженер. После института и армии с 1971 по 2000 год работал на Львовской железной дороге инженером, главным инженером и начальником станции Чоп, начальником отдела перевозок, заместителем начальника и начальником Ужгородского участка, начальником Ровенского участка.
С 1985 по 1993 годы – первый заместитель начальника, а с 1993 по 2000 годы – начальник Львовской железной дороги. С апреля 2000 года– первый заместитель министра транспорта– генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта и генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. В мае 2002 года назначен министром транспорта Украины в составе правительства Виктора Януковича. Также на него возложено исполнение обязанностей генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта. Награжден орденом "Дружбы народов", знаком отличия Президента Украины "Орденом князя Ярослава Мудрого" V степени, в апреле 2002 года Кирпе присвоено звание Героя Украины с вручением ордена Государства.