Месяц или уже больше сохраняются непонятки на юго-востоке Украины, так что давно уже можно рассматривать потенциальный сценарий отделения этих областей. Но только нюанс: сценарий того, что произойдет в результате отделения, - невозможен (причина будет указана). Возможен лишь сценарий самого отделения. Но и тут возможна лишь кривая конспирология, поэтому надо иначе.
Что тогда возможно? Можно сосчитать варианты того, кому и почему может оказаться выгодным сам процесс отделения или же просто балансирование на его грани (включая сюда тех, кто думает, что им это выгодно). Соответственно, есть тема выгод, которые представляются достижимыми в ходе данного процесса (вне зависимости от того, произойдет отделение или нет). Но, вообще, а что такое "отделение"?
Варианты отделения
- Отделение области от Украины, чтобы жить ровно самой по себе (любая из юго-восточных областей, типа "Донецкой республики").
- Отделение от Украины группой и создание совокупного территориального образования из отделившихся (этакая типа Новороссия с неким отдельным статусом, а как уж они его могут добиться — не тут об этом думать).
- Отделение с последующим вхождением в РФ на, скажем, правах областей или краев (по типу Крыма, но все вместе).
- Смешанный вариант (какие-то области так, а какие-то этак).
Вариантов много, и не видно, какой из них в данный момент мог бы сыграть. То есть, не видно неизбежной объективности какого-либо из них: в смысле – чтобы произошел сам собой в силу порядка вещей. Но тогда уже и варианты – если оные захотят реализоваться — будут зависеть не от раскладов объективной реальности и порядка вещей, но от действий конкретных заинтересованных лиц. Соответственно, пункт следующий и основной: кто тут действующие единицы и чего они хотели бы.
Участники
Украина (ее центральная власть). Время от времени там говорят о необходимости децентрализации государства, реальных действий по этой теме нет, нет и вменяемых попыток установить диалог с юго-востоком. Конечно, эти — киевские — люди почему-то уверены, что коль скоро они сейчас власть, то они автоматически и по умолчанию начальники и на юго-востоке.
Юго-восточные области. Единой точки зрения тут нет, точнее – там несколько групп с потенциально разными интересами (даже если эти интересы и не сформулированы). Чтобы возник какой-то процесс, сумма этих интересов должна дать какой-то общий вектор, но этого нет. Группы – чисто по факту их нынешней активности — такие:
- Жители юго-востока (просто жители).
- "Элиты" областей (начальство, в том числе — олигархи: конечно, у них тоже могут быть разные интересы).
- Сторонники суверенизации или же сепаратисты (кем бы они ни были), выдвигающие свои требования. Требования разных групп в разных областях мало соотносятся друг с другом и в целом имеют не реализуемый, если и не придуманный, характер.
- Сепаратисты (или как бы сепаратисты), ведущие там боевые действия (кто бы они ни были и откуда бы ни явились, по факту они действуют там, пусть даже донские казаки).
Россия как таковая ведет себя неопределенно. Хотя бы потому, что все официальные заявления делаются от противного: какой типа там ужас, но свою цель прямо не заявляет. Заявлений на тему, чтобы не было президентских выборов или же чтобы в конституции Украины была прописана федерализация, к прямому объявлению цели отнести нельзя.)
Запад, который также состоит из подгрупп:
- Запад как таковой, то есть международные институции. МВФ, например.
- США.
- Европа.
- Ближайшие соседи Украины (Польша, Германия и т. п. - т.е. не Россия).
Вот эти участники тут явно пассивны и чуть ли тут не терпилы — для них тут уже давно не проблема с Украиной, но с Россией. Притом, что вся эта история им сто лет нужна не была. Понятно, что все точки зрения этих субъектов привести нельзя, чаще они банально неуточняемые по причине своего отсутствия (ну, "лишь бы не было войны" можно вынести за скобки). Понятно, там нет и солидарного видения какого-либо сценария, пока все сводится к тому, что в Киеве есть власть, все и должно быть урегулировано под нее.
При таком количестве вольных и невольных игроков (от искренних простодушных мирных сепартистов до ООН) возникает множество конфигураций, но не видно конструкции, которая могла бы как-то соответствовать большинству из них (и стать, таким образом, исходником для сценария). Отделение для всех тут имеет разный смысл и это разная игра. При этом невозможно даже представить себе, будто кто-то где-то всерьез просчитывает возможность отдельного существования Луганской, например, республики, или же конкретные экономические (только экономические) последствия для России, если она повторит Крым в расширенном варианте. Собственно, уже и одно только упоминание экономики и здравого смысла выглядит в данном контексте чрезвычайно неуместно. Ну, типа, ё, о чем это.
А тогда говорить можно лишь о выгодах, которые могут видеть для себя участники в потенциальном сценарии отделения (вовсе не обязательно заработавшего).
Кому из игроков тут может быть выгодно что именно
Для киевской власти эта тема с самого начала была проигрышной. Они вынуждены признать (Турчинов это уже сделал), что Восток они не контролируют. Пока решения производятся рутинные, типа смены руководства МВД в областях, но это ж никакое не решение, а наоборот. С другой стороны – что до выгод – они получили возможность жаловаться на Россию Западу. Это может привлечь определенную помощь, но жалуются уже давно, а сколько же можно? Здесь же допускается выгода типа сбыть юго-восток уже наконец и по этой теме не париться (кажется, это все же имело место в случае Крыма). Жить, короче, в своей уменьшившейся, зато гомогенной и уютной Украине. Понятно, что точка зрения разных представителей киевской власти тут будет различной.
Для России отделение если и выгодно, то (если посмотреть на дело отчужденно) исключительно в варианте продемонстрировать что-то неизвестно кому. Ну да. Могут как-то и присоединить, но в данный момент такая история порадует только самих ее организаторов (ну где там ширящиеся и расширяющиеся массовые движения на тему "заберите нас в РФ"?). В целом, получится какое-то самоутверждение за чужой счет, причем — платеж может быть даже не за чужой счет, а просто отсроченным. Другое дело, что это уже не сценарная длина вопроса. Конечно, ситуация, когда некто самоутверждается за счет того, кому это безразлично, вполне даже гуманна. Но это могло быть случаем Крыма, а не юго-востока.
Для Запада (имея в виду абстрактный Запад, то есть глобалистские институции) пока выгоды никакой, а только бытовая шизофрения. Там же по украинской теме сейчас смешались нормальная жизнь и форс-мажор. Институции работают по обычной схеме, принимая запланированные решения, но — им надо иметь в виду, что эти решения могут не значить ничего, поскольку изменится ситуация.
Вот небольшой кейс:
5 мая исполнительный совет МВФ одобрил двухлетнюю программу "стэнд-бай" для Украины в объеме $17,01 млрд с немедленным предоставлением $3,19 млрд. Но решение принято с условием: МВФ пересмотрит программу, если Киев потеряет контроль над промышленными восточными областями. В рапорте МВФ о программе помощи Украине сказано: "Если правительство потеряет эффективный контроль над востоком страны, то программа будет пересмотрена".
При этом МВФ добавил, что Донецкая, Луганская и Харьковская области вместе отвечают более чем за 21% украинского ВВП и 30% промышленного производства. Соответственно, "конфликт может уменьшить доходы бюджета и серьезно навредить инвестиционным перспективам".
Странно ведь, что контроль за территорией страны здесь сводится только к теме бюджета и инвестиционных перспектив. А это МВФ просто не хочет вставлять в свое решение политику, да и невозможно формально описать причины, по которым финансирование может быть прекращено (не писать же "в случае развала страны"?) Ну а в таком виде понятно: каждый транш выдается отдельно, факт непреодолимого форс-мажора может быть зафиксирован в любой момент. Так что, разумеется, речь не шла о потере контроля именно на востоке. МВФ просто пояснил смысл своего условия на этом примере. И вот вряд ли им нравится работать в такой двойной логике.
Для Европы уже все равно. Для нее прежняя схема континентальных отношений уже обрушилась, в любом случае дальше надо жить с пост-советским востоком иначе. А если Россия пойдет забирать себе юго-восток Украины, так об этом пусть уже думают США. Ну да, тут вопрос о том, почему ЕС повел себя так легкомысленно, что у них нет соответствующих ресурсов. Ну так тут другой вопрос: а с какой стати после 1991 года они должны были этим заниматься? Вот, теперь будут думать — потому что для них все уже произошло.
Для США тут дело привычное, защищать вечные ценности, но, разумеется, в данном случае они бы предпочли обойтись без этого. Ну да, тема ядерных арсеналов России никуда не делась, но почему он ней надо снова думать вот именно сейчас?
Для юго-востока все снова по группам.
Для "элит" в теме сепаратизма маячила возможность получить выгоды от переустройства своих отношений с Киевом. Но, похоже, эта опция уже рассосалась: тема перемен в Конституции, которые все уладят, замыливается, а быстрый, чисто ситуационно-политический пересмотр отношений с центром не произошел (ну, в общем, и не с кем это делать было). Заодно стало видно, что олигархи все же не контролируют ситуацию у себя. То есть, контролируют, но чтобы уж вообще — так нет. Это, конечно, им в плюс, сейчас уже меньше обвинений в том, что они ее спровоцировали. И вряд ли они так уж хотят в Россию или же жить отдельно от Украины — это ж все бизнеса перестраивать. Им бы лучше, чтобы ничего такого, плюс преференции. Но и тут формата нет, отчего доходит до такого фейка, как в случае Коломойского.
Вот этот кейсик:
4 мая председатель Днепропетровской ОГА (областной госадминистрации) Игорь Коломойский предложил создать совет губернаторов Юго-Востока Украины. Обоснование сурово: "Над Украиной нависла реальная угроза утраты территориальной целостности". Ну, основное происходит в юго-восточных областях, в связи с чем он настаивает на необходимости создать "в ближайшее время" орган "для согласованной работы губернаторов указанных территорий". Рабочим органом Совета предложил сделать штаб территориальной обороны областей со штаб-квартирой в Днепропетровске. Главная задача — провести выборы 25 мая, а также "согласованные предложения Совета по децентрализации власти в Украине могут быть оформлены в виде проекта новой Конституции Украины".
Ну, вроде, ответственно. Но 11 мая Днепропетровская ОГА хочет провести еще и референдум о вхождении в Днепропетровскую область Донецкой и Луганской областей. Из пояснений зама Коломойского Филатова следует, что Донецкая и Луганская ОГА находятся под контролем криминальных элементов и спасти их может только присоединение к Днепропетровску. У самого Коломойского вряд ли другое мнение: ранее он уже согласился с тем, что "центральной власти не удается предпринять в целом по Украине такие же меры безопасности, как он сделал в Днепропетровской области". А теперь он уже готов "взять ответственность за ситуацию в Донецкой и Луганской областях, а также взять под свой контроль все системы жизнеобеспечения областей".
Тоже ведь по факту конкретный сценарий отделения. Причем, размах этого фейка вполне отвечает бессмысленности такого варианта отделения.
Для мирных сепаратистов (которые без оружия искренне за "вместе с Россией" или, хотя бы, прочь от бандеровцев) тут непонятно что. Ну вот их влияние не расширялось, массовость не росла. Соответственно, об "отделении изнутри" говорить не приходится. Если же оно произойдет извне, то для них случится нечто чисто эмоциональное, ну и все.
Для тех, кто профессионально действует в качестве вооруженных и стреляющих сепаратистов — тут уж как для боевиков (все равно откуда они взялись, кого представляют, какое у них гражданство и т.п.: все чисто ситуационно). У них какое-то задание, его надо выполнить, как уж получится. А задание неизвестно в чем состоит: в чем, например, может состоять задание тех, кто в Славянске, что считается их целью, а также – какой предполагается выход из сценария – уже их сценария, локального?
Долгосрочные последствия
Наконец, о том, почему невозможен сценарий того, что произойдет в результате отделения. Вот, например, западные санкции в отношении России. Они уже несколько недель балансируют на теме дальнейших движений России, чьи войска несколько недель балансируют на восточной границе Украины. Если Россия предпримет что-то, что изменит фактический статус юго-восточных областей, то Запад перейдет к структурным санкциям. То есть, уже против сегментов экономики, а не против представителей власти. Но это уже долгосрочное, по сути — стратегическое решение. Уже это делает невозможным рассуждать не только о выгодах сторон (и связанных с этим сценариями), но и о самих сторонах – субъектность сильно изменится, а уж схема отношений — тем более. Нюанс сейчас в том, что для России после Крыма изменилось уже все. А для Запада – пока еще нет. То есть, изменилось в отношении России, но в целом – пока не очень: после одного только Крыма они всю свою машину перестраивать не станут. Ну а если еще и юго-восток, то что уж поделать, придется. Хотя, разумеется, совершенно без энтузиазма.