Преодолев УПК, в четверг Дума вторым этапом штурмует другие важные околосудебные законы, в частности - серьезные поправки к закону о статусе судей. Кремль предлагает ограничить предельный возраст судьи 65 годами и отменить категорический запрет на привлечение судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Также фактически вводится контрактная система судебной администрации: сроки полномочий председателей верховных судов предлагается ограничить 6 годами, районных - 4. Несменяемость судьи сохраняется. По общему убеждению, поправки пройдут легко.
Принцип несменяемости судей, гарантирующий их независимость, был введен судебной реформой 1864 года. Несменяемость судей прошла тогда с большим трудом, и правительству в виде компромисса предлагалось отказаться от нее на первое время из-за сомнений относительно профессиональных качеств новых судей. "Разумеется, такая отмена несменяемости судей в момент введения судебной реформы была бы самым существенным для нее ударом и сразу скомпрометировала бы дело. Тем более что в таком случае неминуемо были бы понижены и сами требования при выборе новых судебных деятелей, так как было бы известно, что назначенный персонал может быть сменен", - говорит Александр Корнилов (из курса лекций для студентов 1909-1910 гг.). В постсоветскую эпоху несменяемость судей была реабилитирована законом о статусе судей и гарантирована 121 статьей российской Конституции.
Против этих поправок уже выступил Верховный суд. Его поддерживает один из лидеров СПС Виктор Похмелкин. Они считают, что привлечение судей к ответственности дает исполнительной власти мощный инструмент давления на судейский корпус. В Кремле, наоборот, считают, что предлагаемые поправки облегчат гражданам доступ к справедливому и квалифицированному правосудию. А замглавы комитета по госстроительству Олег Уткин пояснил "Полит.Ру", что процедура привлечения судей к ответственности чрезвычайно сложна и в любом случае невозможна без решения суда. По его словам, неприкосновенность судей - сфера весьма тонкая, и ко второму чтению наверняка последуют "принципиальные, но не концептуальные уточнения". Сама идея ответственности судьи должна быть реализована, считает Уткин. Дисциплинарные взыскания будет налагать квалификационная коллегия (состав квалификационных коллегий Дмитрий Козак также предлагает менять), и такое взыскание может быть неоднократно обжаловано. Напомним, что новый УПК уже распространяет на судей стандартный порядок привлечения к уголовной ответственности. В Думе не исключают, что эта норма еще будет пересмотрена к третьему чтению УПК.
По словам Уткина, ко второму чтению Кремль будет готов к переговорам по увеличению предельного возраста для судьи. Сегодня, обосновывая норму о 65 годах, в Кремле ссылаются на закон о госслужащих (60 лет плюс пять годичных контрактов), а также на европейский опыт. Павел Крашенинников предлагает увеличить возраст до 70 лет. Уткин не исключает, что сроки полномочий председателей судов также могут быть увеличены (предлагается 10 лет для председателей всех уровней). По словам Уткина, ограничение сроков полномочий председателей судов с одной стороны - антикоррупционная мера, с другой - это не даст судье "превратиться в администратора".
Группа Козака в итоге отказалась от нормы об отстранении судьи в связи с возбуждением уголовного дела в отношении его родственника, которую либеральные фракции в Думе подвергли суровой критике. Как не раз говорил сам Козак, идея заключается в том, чтобы увеличить ответственность судей при одновременном сохранении их независимости. Однако облегчение уголовного преследования судей по-прежнему настораживает либеральных экспертов. Так, Сергей Вицин настаивает, что возбуждение уголовного дела - легкодоступный инструмент для дискредитации человека, и предлагает ограничиться ревизией механизма квалификационных коллегий.