ТЕМА НЕДЕЛИ
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ19 ноября20 ноября 21 ноября 22 ноября 23 ноября 24 ноября 25 ноябряПЕРСОНА. ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ: МАРИНА ИОНОВАТЕМА НЕДЕЛИСудебно-правовая реформа в Думе: любопытный компромисс Путина снимает конфликт между Кремлем и ДумойМожно предположить, что в среду, 21 ноября, Дума относительно легко примет во втором чтении пакет судебных законопроектов, в частности закон о статусе судей, вызвавший наиболее острую полемику. Длительное противостояние Кремля и значительной части Думы, поддержавшей интересы судебного корпуса, разрешилось компромиссом в кабинете президента Путина. Кремль был вынужден пойти на серьезную концептуальную уступку, согласившись допустить квалификационные коллегии судей к решению вопроса об уголовной ответственности судей.
Финальные договоренности выглядят так:
Новая схема привлечения судей к уголовной ответственности. После квалифицированного заключения трех профессиональных судей вышестоящего суда о наличии состава преступления в действиях судьи генпрокурор обращается в квалификационную коллегию с просьбой дать согласие на возбуждение уголовного дела. В Верховном суде "Проспект-новостям" пояснили, что полностью удовлетворены такой схемой, поскольку квалификационная коллегия будет солидной дополнительной гарантией на случай, если три судьи вышестоящего суда оказались необъективны. Кремль также внешне удовлетворен: замглавы Администрации Дмитрий Козак считает, что квалификационная коллегия станет в этом случае сугубо декоративном атрибутом, поскольку не позволит себе идти на внутрикорпоративный конфликт после объявленного судебного решения и запроса генпрокурора. Важно, тем не менее, что по новой формуле судьи сохраняют иммунитет, подвластный только корпорации, - именно против этого выступал Дмитрий Козак, апеллируя к Конституции, обязывающей решать уголовные вопросы исключительно в судах. Судьи ссылаются на решение Конституционного суда, объявившего судейский иммунитет (как уголовный, так и административный) государственным делом,обеспечивающим независимость судей и тем самым оправдывающим факт гражданского неравенства.
Административная ответственность. Важен сам факт ее появления: сегодня судьи обладают абсолютным административным иммунитетом. Судебный корпус и его лобби в Думе решительно возражали против введения административной ответственности (по схеме "запрос генпрокурора - три судьи вышестоящего суда"), однако, не считая этот вопрос слишком принципиальным, согласились на предложения Кремля в рамках общего компромисса. Как сказали "Проспект-новостям" в Верховном суде, "судьи принимают к сведению новый порядок, хотя глубинно с ним не согласны".
Дисциплинарная ответственность. К уже существующему наказанию в виде отстранения от должности Кремль предлагает добавить институт предупреждения. Сначала эта идея вызывала протест, но поддержки он не получил. Дисциплинарная ответственность остается в ведении квалификационной коллегии.
Предельный возраст. Этот вопрос также входил в пакет спорных. Кремль настаивал на снижении предельного возраста до 65 лет, комитет по госстроительству под давлением судов поднял планку до 70 (для высшей судебной администрации). Ясно, что Кремль выступает за ускорение обновления судебных кадров, но на фоне других важных проблем эта не является принципиальной. В итоге Дума в среду может принять любое решение.
Сроки полномочий для председателей судов. В рамках общего компромисса комитет снял требование повысить срок полномочий для председателей Верховного и Высшего арбитражного судов до 8 лет. В итоге принята общая норма: 6 лет для председателей судов всех уровней. При этом на предварительных переговорах Кремль пошел на уступку либеральному корпоративному лобби, согласившись на формулу "не более одного срока подряд". По мнению либеральных экспертов, возможность повторного назначения председателей судов, в судьбе которых участвует Кремль, повышает их зависимость. Напротив, само судебное лобби не возражает против возможности многократного вхождения в должность для судебной администрации. В момент острого противостояния Кремль снял это требование, вернувшись к формуле о двух сроках. Окончательно этот вопрос решит пленарное заседание.
По всем признакам, Кремль и ранее имел большинство в Думе в виде "коалиции четырех" (+ЛДПР), однако в непубличных переговорах оппозиция справа и слева, как давал понять Дмитрий Козак, увязывала позицию по описанным вопросам с голосованием по поправкам к конституционном закону о судебной системе, требующим большинства в 300 голосов. Формула новой компромиссной думской поддержки не разглашалась, но имеет смысл ожидатьсмягчения позиции как справа (в защите корпорации, не выдвигающей новых требований, больше нет смысла), так и слева: общественное мнение, безусловно, поддерживает кремлевскую реформу.
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ19 НОЯБРЯ Владимир Путин и президент Молдавии Владимир Воронин подпишут договор о дружбе и сотрудничестве, который закрепит произошедшую за последние полгода "тихую революцию" в российско-молдавских отношенияхКатализатором этой революции стало избрание президентом республики Молдова представителя компартии Владимира Воронина. Теперь молдавские коммунисты, имеющие большинство в парламенте и четкую пророссийскую ориентацию, контролируют и законодательную, и исполнительную власть в стране. Накануне своего избрания президент Воронин заявил: "Молдавия обречена войти в Союз России и Белоруссии. Вся Европа объединяется, а мы - бывшие советские республики - стоим порознь, ждем подачек от Запада. Это ненормально".
Подобные настроения в Кишиневе вызвали ответную реакцию в Кремле. Если раньше Москва поддерживала самопровозглашенную Приднестровскую Республику, то теперь, по заявлению Воронина, "Россия поддерживает Молдавию в приднестровском урегулировании". Явным индикатором такой поддержки стал вывод из Приднестровья российских войск генерала Явневича. Еще в 1999 г. Россия обязалась ликвидировать свое военное присутствие в Молдавии к 2001 г., однако и Кишинев, и наблюдатели из ОБСЕ жаловались, что вывод идет слишком медленно. Тирасполь отчаянно протестовал против вывоза из региона тяжелой военной техники, а Москва была чересчур склонна к этим протестам прислушиваться. Однако совсем недавно Россия заставила приднестровцев подписать письменное обязательство выводу не препятствовать, и 14 ноября, накануне визита Воронина, на Урал ушел последний эшелон с боевой техникой. А чтобы Тирасполь совсем уж не обижался, местные власти получают часть списываемых грузовиков и инженерной техники.
Теперь, когда в республике установлена благоприятная атмосфера, на смену военному присутствию приходит присутствие экономическое. Общий долг Молдовы (с учетом Приднестровья) "Газпрому" за поставки природного газа достиг на 1 ноября 2001 года $913 млн. Поскольку таких денег у Кишинева нет, в рамках погашения республикой долгов за поставленный российский газ Россия и Молдавия намерены создать совместные предприятия по производству виноградных вин и переработке табака.
Подобная стратегия экономико-политической экспансии просматривается в последнее время и в других регионах: желание отдать России за долги свои предприятия изъявили Армения и Киргизстан. И в Молдавии, и в Армении локомотивом новой российской экспансии выступают формально независимые (хотя и тесно связанные с государством) компании - естественные монополисты, которым оказывают слаженную поддержку российские министерства и ведомства. За последнее время Молдавию посетили и глава МИДа, и делегации аграрного и военного министерств. В первую очередь такая стратегия применяется в отношении наиболее экономически слабых бывших братских республик, которые и сами не против экспансии. Более сильные соседи, например Украина или Азербайджана, относятся настороженно к присутствию даже частных российских компаний вроде "ЛУКойла" или "Норникеля".
Существенно, однако, что с политической точки зрения партнерами Кремля зачастую оказываются не самые привлекательные режимы, например Молдавия коммуниста Воронина.
В свете нынешних совместных винодельческих планов следует вспомнить, что совсем недавно парламент Молдовы с большим скандалом национализировал наиболее известные местные бренды, в том числе коньяк "Белый аист". Если окажется, что его "переписали" на местный Минагропром имено с целью предложить России, принятие подобного "подарка" ставит Кремль в сомнительное положение.
Российский МИД и РСПП проведет круглый стол, посвященный привлечению российского бизнеса к сотрудничеству в рамках "Глобального договора ООН" В работе круглого стола примет участие глава МИД РФ Игорь Иванов, глава РСПП Аркадий Вольский, со стороны ООН - первый заместитель генерального секретаря ООН Луиза Фрешетт. Договор ООН призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности принципами соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды. Цель договора, по словам генсека ООН Кофи Аннана, - "придать глобальному рынку человеческое лицо". Идея соглашения была выдвинута генсеком ООН в Давосе еще в январе 1999 г., а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 г. в штаб-квартире ООН. К нему уже присоединились около 300 компаний, включая российские "ЛУКойл" и "ЮКОС".
Участие в "Глобальном договоре ООН" v неплохое подспорье для бизнеса, поскольку оно позволяет участвовать в материально-техническом обеспечении международных гуманитарных операций, проходящих под эгидой ООН, на коммерческих условиях осуществлять поставки своей продукции и участвовать в финансировании проектов ООН, а также в закупочной деятельности при проведении гуманитарных и миротворческих операций ООН. Поэтому
РСПП будет и впредь лоббировать присоединение к этому договору российских компаний, а МИД, заинтересованный в улучшении международного имиджа российского бизнеса, v всячески этому содействовать.
20 НОЯБРЯ Ожидается решение Верховного суда РФ по делу президента Якутии Михаила НиколаеваРешение Верховного суда станет важнейшим шагом в драматической интриге, которой оказалтсь выборы президента Якутии, намеченные на 23 декабря.
Вероятнее всего, Верховный суд удовлетворит частный протест прокурора Якутии Николая Полятинского, в котором требуется решить дело Николаева по существу.
Напомним, Верховный суд уже дважды рассматривал ситуацию в Якутии, то есть соответствие якутской конституции, запрещающей занимать должность президента более двух раз подряд, федеральному закону, в который формально есть такой же запрет, но иначе рассчитаны сроки. Первый ответ ВС РФ был двусмысленным; во второй раз ВС РФ занял сторону федерального Центризибркома, указав в определении, что "правила регистрации кандидатов в президенты республики являются компетенцией субъекта РФ и в этом нет противоречия федеральному законодательству". Тогда ВС Якутии направил запрос в Конституционный суд, отложив решение о дисквалификации Николаева до рассмотрения дела в КС, тем самым допуская Николаева к выборам: на рассмотрение дела у КС уйдет около полугода.
У Верховного суда РФ много оснований решить дело Николаева по существу не в его пользу. Протест прокурора выглядит оправданным, поскольку права избирателей, если выяснится, что Николаев не имел права идти на выборы, будут нарушены. Кроме собственного определения ВС РФ может сослаться на Конституцию, оставляющую за субъектом право определять порядок выборов властей субъекта. Тем не менее нельзя исключать, что ВС РФ уклонится от решения дела по существу: напряжение вокруг выборов в Якутии слишком очевидно, а ВС РФ не заинтересован в решении политических вопросов. Толкование Конституции скорее относится к компетенции Конституционного суда.
Независимо от решения Верховного суда выборы в Якутии останутся важнейшей политической интригой недели. Уже известно, что избирком Якутии опротестовал в Верховном суде РФ решение якутского ВС о снятии с выборов главы АК "АЛРОСА" Вячеслава Штырова, фаворита избирательной гонки. Борьба за Якутию имеет серьезный федеральный политический смысл, и ее итоги, как представляется, во многом определят соотношение сил между влиятельными политическими группировками.
Владимир Путин съездит в Уренгой с Алексеем МиллеромПо информации "Проспект-новостей", ничего сенсационного в Уренгое не произойдет. Недавно "Газпром" официально начал промышленное освоение месторождения "Заполярное", но на открытие ни председатель правления компании Алексей Миллер (из-за болезни), ни высокопоставленные правительственные чиновники не приехали. Теперь это будет с лихвой компенсировано. После последнего совета директоров "Газпрома" ситуация в руководстве холдингом нормализуется. Безусловно, предстоящая поездка станет демонстрацией доверия президента к главе "Газпрома". После октябрьских интриг вокруг руководства монополии, после задержки с принятием решения по СИБУРу и "Пургазу" это доверие и поддержка для Миллера чрезвычайно важны: фактически они означают карт-бланш на продолжение работы.
21 НОЯБРЯ Гражданский форум в Кремле: неформальная линия берет верхПолитически сегодня Гражданский форум выглядит как компромисс между тремя крупными структурами: Кремлем, корпорацией общественных союзов и политтехнологическим менеджерским лобби. Этот компромисс стал итогом аппаратных изменений начала сентября, когда Кремль включил в состав Оргкомитета форума делегацию от независимого и неподконтрольного гражданского сектора, принизив тем самым статус Фонда эффективной политики и во многом разрушив его первоначальную монополию на идеологическое и практическое посредничество между Кремлем и разнородным сообществом некоммерческих организаций.
Сегодняшний компромисс отражает интересы всех групп. Государству важно установить контакты с гражданскими организациями, чтобы привлечь их авторитет, а также интеллектуальный, кадровый и даже материальный ресурс к поддержке своей политики, в том числе и непопулярных реформ. Общественность стремится закрепить рабочие отношения с властью в виде совместных комиссий, рабочих групп и т.п., с тем чтобы через них влиять на принятие социально значимых решений, таких как боевые действия в Чечне или реформа ЖКХ. Политтехнологическое лобби активно ищет свое место в меняющейся внутриполитической ситуации, создавая себе резервную репутацию независимых общественных деятелей и одновременно стараясь закрепить менеджерское положение в этой сфере.
По последним данным, в подготовке Форума взяла верх неформальная линия.
Оргкомитет решил отказаться от принятия итогового документа - Декларации, которая в самых общих и бюрократических формулах описала бы отношения между властью и обществом. Эта бюрократическая стратегия изначально даже не исключала проекта по созданию Министерства гражданского общества. Без Декларации, хотя остального организационногопафоса избежать вряд ли удастся, Форум будет носить более деловой характер и сведется, кроме пленарных заседаний во Дворце Съездов, к проведению круглых столов и конференций по 20 темам, таким как "местное самоуправление", "национальная политика", "военная реформа" и пр. Власть в них будет представлена на уровне вице-премьеров и министров.
Король Иордании Абдалла прилетит в Москву обсуждать проблемы ближневосточного урегулирования, Афганистан и санкции против Ирака Напомним, что Иордания безоговорочно поддерживает антитеррористическую коалицию, но при этом настаивает на необходимости урегулирования палестинского конфликта и местная пресса неизменно называет израильскую армию "оккупационной". В последнее время, в связи с конфликтом в Афганистане, Белый дом стал подталкивать Израиль к поискам общего языка с палестинцами и даже признал желательным создание палестинского государства.
По всей видимости, нынешний рабочий визит иорданского короля связан с завершившимся российско-американским саммитом, по итогам которого президенты России и США приняли совместное заявление по Ближнему Востоку, а также с "особой" российской позицией по Ираку. Напомним, что король Абдалла посещал Москву с официальным визитом в конце августа этого года и проявил интерес к возможности военного сотрудничества. На прошлой неделе арабские источники со ссылкой на российское посольство в Аммане сообщали о планах президента Путина посетить в обозримом будущем Ближний Восток, в том числе Иорданию . Визиту, похоже, будет предшествовать приезд высокопоставленной военной делегации из России.
Генсек НАТО Джордж Робертсон начнет трехдневный рабочий визит в Россию с посещения Мамаева кургана В Волгоград Робертсон прилетит из Брюсселя, где в понедельник пройдут выборы нового главы комитета начальников штабов НАТО. Потом проведет несколько встреч в Москве (запланирована встреча с министром обороны Сергеем Ивановым), а в Брюсселе тем временем начальник Генштаба РФ Квашнин примет участие в заседании Совместного постоянного военного комитета РФ-НАТО на уровне начальников Главных и Генеральных штабов.
И в Москве и в Брюсселе, естественно, будет обсуждаться антитеррористическая операция в Афганистане и совместное противодействие международному терроризму. Однако не исключено, что на переговорах будет затронут вопрос возможного сближения России и НАТО.
Эта тема получила неожиданное развитие в конце минувшей недели, когда в СМИ распространилась информация о письме Тони Блэра лидерам государств-членов НАТО с призывом пересмотреть отношение к возможности вступления России в альянс. В минувшую субботу Блэр звонил Путину по телефону и действительно, помимо результатов визита российского президента в США и ситуации в Афганистане, обсуждал вопросы, касающиеся взаимоотношений НАТО и России. Тони Блэр, чьи доверительные отношения с Владимиром Путиным отмечаются достаточно давно, предлагает предоставить России равные права в рамках совместного совета "19+1" (все члены НАТО и Россия). В этом совете, который должен сменить консультативный совет НАТО - Россия, Блэр предлагает на равных обсуждать проблемы безопасности. В ходе американского визита Владимир Путин еще раз подтвердил, что Россия готова развивать сотрудничество с НАТО настолько глубоко, насколько будет к этому готов сам альянс. Это зависит от США. Но инициатива Блэра достаточно ценна и сама по себе, независимо от дальнейшего развития событий: по сути, это еще один шаг в сближении Европы с Россией. В долгосрочной перспективе через нарастающее вовлечение России в дела альянса европейские страны будут стараться понемногу эмансипироваться от внешнеполитической опеки США.
Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект об офшорных банках и окончательно его похоронитЗаконопроект, внесенный депутатами Адрианом Пузановским, Владимиром Никитиным, Юрием Теном еще накануне кризиса 1998 года, не устраивает ни правительство РФ, ни профильный комитет Думы. Оппоненты считают, что авторов обманула интуиция. Те проблемы, которые они предлагали решить с помощью своего законопроекта, уже решены поправками к банковским законам, принятыми весной этого года. Это так называемый пакет МВФ, который серьезно ужесточает надзор за банками. По мнению собеседника "Проспект-новостей" в комитете ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, если бы был принят закон об офшорных банках, у определенного типа банков осталась бы очень большая свобода. А принятые поправки ужесточили надзор за всеми кредитными организациями без исключений.
Кроме того, был принят закон о борьбе с отмыванием грязных денег, который хотя формально и не является банковским, но косвенным образом обязывает банки вести себя значительно более аккуратно, а надзорные органы - гораздо более внимательно следить за тем, что делают банки. Офшорной вольницы эти два блока законов не позволяют.
В профильном комитете Думы считают, что после сентябрьских терактов в США офшорные зоны оказались практически "вне закона". Международное давление на официальные правительства и на фактических финансовых хозяев этих территорий усилилось, и в обозримом будущем "финансовые оазисы" во всем мире, по-видимому, исчезнут. Поэтому городить огород и создавать внутри страны узаконенные офшорные зоны России сейчас просто не имеет смысла.
Однако поскольку по Уставу Госдумы все внесенные в нее законопроекты должны быть либо приняты, либо отклонены,
законопроект об офшорных банках вынесли на первое чтение, чтобы окончательно поставить на нем крест. По словам собеседника "Проспект-новостей", авторы сопротивляться не будут.
Госдума примет во втором чтении закон "Об электронной цифровой подписи" При голосовании в первом чтении закон набрал 350 голосов, так что с прохождением проблем не предвидится. Главный камень преткновения v поправка, которая требовала, чтобы удостоверяющий центр (компания-регистратор) имел капитал, равный тысячекратной величине максимального размера сделки, - устранен. По словам
заместителя председателя комитета по информационной политике Александра Шубина, задержка с принятием закона была вызвана, главным образом, его технологической сложностью. При подготовке ко второму чтению пришлось проводить 2 юридические экспертизы. С одной стороны, это объясняется тем, что узаконить предстоит достаточно сложный технологический процесс. С другой v это первый и, по мнению депутатов, самый важный закон из пакета, сопровождающего правительственную программу "Электронная Россия".
И все же многие участники рынка по-прежнему считают, что принимать нужно не закон об электронной подписи, а закон об электронном документе. Сегодняшний законопроект, по их мнению, не решает главную проблему - приравнивания электронного документа к бумажному.
По мнению
эксперта Международной Торговой палаты Александра Евтюшкина, в нынешнем виде закон об электронной цифровой подписи лучше бы вообще не принимать. Если сейчас еще можно работать на основе действующих положений ГК, которые оговаривают использование аналогов собственноручной подписи, то с принятием закона появится множество ограничений (например, ограничения на пользование ключом, ограничение на размер сделки, который может им удостоверяться). "В результате при совершении импортных сделок мы фактически оказываемся не в состоянии пользоваться мировым стандартом, - считает эксперт. - Мы опять строим железную дорогу с собственной шириной колеи".
В выигрыше окажутся только ФАПСИ и связанные с ней коммерческие структуры, которые получат шанс монополизировать весьма перспективный рынок благодаря предусмотренным законом обязательному лицензированию и получению государственных сертификатов на средства ЭЦП и деятельность регистрационных центров.
22 НОЯБРЯПродолжение спора о пенсионных деньгах. Госдума рассмотрит законопроекты "О государственном пенсионном обеспечении" и "О трудовых пенсиях"Оба закона будут рассматриваться во втором чтении. Первый затрагивает базовые основы будущей пенсионной системы. Рассмотрение второго v "О трудовых пенсиях" - обещает быть весьма конфликтным. Если на основную массу пенсионных средств претендуют государственный Пенсионный фонд (и в связке с ним Минфин), с одной стороны, и негосударственные пенсионные фонды вместе со страховыми компаниями - с другой, то трудовые пенсии по самой своей природе "близки" собственно предприятиям, работники которых имеют право на профессиональные пенсии в силу "вредных и тяжелых условий труда". Тем более что, как правило, такие предприятия принадлежат либо сырьевым отраслям и металлургии, либо химической промышленности и пр. - т.е. отраслям, где в целом завершены процессы приватизации и консолидации активов и где работодатели могут вести диалог с государством, четко отстаивая свои позиции.
По данным ПФР, каждая третья выплачиваемая сегодня пенсия назначается пенсионерам, работавшим на вредных производствах (список вредных профессий состоит из 1861 пунктов). Теперь ответственность за выплату этих пенсий перекладывается с ПФР на работодателя - система профпенсий будет выделена из общей пенсионной системы. Средства в нее будут направляться работодателем, который сможет выбирать между ПФР и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). В первых редакциях законопроекта о профпенсионной системе НПФ не упоминались. Теперь они, в отличие от страховщиков, включены в механизм накопления профпенсий. При этом, как отмечал в недавнем тематическом обзоре "Коммерсантъ", костяк рынка составляют НПФ v "карманные" фонды предприятий. К примеру, в "ЛУКойле" 51% сотрудников имеет право на профпенсию, и все они являются участниками резервного фонда, работающего в рамках группы "ЛУКойл".
Разработчики закона внесли в него ряд требований к НПФ, включая запрет на аффилированность НПФ, управляющей компании и спецдепозитария. Естественно, участники рынка с этим категорически не согласны: НПФ крупных корпораций работают со своими управляющими компаниями и спецдепами. Однако МЭРТ считает, что при таких условиях резервы размещаются неоптимально, и вокруг этого пункта закона развернется спор.
Вероятно, требования к НПФ будут несколько смягчены в обмен на усиление контроля за сохранностью и качеством их инвестиционной политики.
Как сказал в интервью "Проспект-новостям"
депутат Госдумы, член фракции "Яблоко" Игорь Артемьев, ключевым по-прежнему остается вопрос о статусе ПФР. Фракция настаивает на том, что по обязательствам ПФР должно отвечать государство, - для этого Фонд должен быть госучреждением. Соответствующие поправки поданы, и теперь мы, говорит Артемьев, ведем переговоры с М.Ю.Зурабовым. При этом гарантии государства по обязательствам ПФР могут быть различными: денежные средства, ценные бумаги со срочным платежом в виде купонного дохода и т.д. Пенсионные платежи должны быть защищены от бюджетного секвестра и от банкротства Фонда. На прохождении закона в первом чтении поправка "Яблока" набрала 221 голос, так что у нее есть шансы на утверждение. Тем более что, по словам Артемьева, руководство ПФР и правительство идут навстречу. Что касается трудовых пенсий - здесь Артемьев предлагает четко закрепить добровольное право гражданина выбирать, куда инвестировать. Действительно, позиция ПФР несколько смягчилась. Как говорит советник председателя ПФР Михаила Зурабова Владимир Вьюницкий, положение о том, что ПФР является госучреждением, внесено в текст закона об инвестировании пенсионных средств. Что же касается трудовых пенсий, то ПФР будет настаивать на принятии закона с теми поправками, которые не меняют концепции реформы.
Правительство собирается рассмотреть тарифную политику на 2002 годВ последние недели вокруг параметров повышения тарифов на 2002 развернулась активная аппаратная борьба. При подготовке экономического прогноза на 2002, который помещен в основу проекта бюджета, Минэкономразвития заложил в план 13%-ную инфляцию и, соответственно, относительно небольшое повышение тарифов: для РАО ЕЭС на 30-32%, для "Газпрома" на 20%, а для МПС (грузовые перевозки) - на 15-18%. Однако, как рассказал "Проспект-новостям" собеседник в правительстве, все монополии активно настаивают увеличении повышения тарифов. Так, МПС, чья инвестиционная программа объемом в 160 млрд руб. будет вскоре обсуждаться правительством, лоббирует рост тарифов на 43% (рассчитывая, по-видимому, на 25-30%). РАО ЕЭС настаивает на росте в 40-42%, а "Газпром" - 35-40%. Но увеличение темпов роста тарифов в 1.2 - 2.3 раза относительно первоначальных показателей грозит ростом инфляции.
Поэтому, как стало известно "Проспект-новостям", в результате аппаратных консультаций принято следующее промежуточное решение.
На заседании правительства будет предложено три варианта инфляции (13%, 14-15% и 16-16.5%) и, соответственно, три варианта повышения тарифов. По первому варианту, тарифы повышаются один раз в году - примерно на том уровне, как это запланировано МЭРТ первоначально (немного в сторону увеличения могут быть скорректированы только тарифы "Газпрома" и МПС). По второму варианту, тарифы повышаются дважды, а по третьему - поквартально. При этом МЭРТ, по-видимому, сохранит свой тарифный план, но ФЭК считает, что "Газпрому" тариф должен быть поднят сильнее, а руководство правительства постарается не дать в обиду МПС. Споры относительно повышения тарифов разгорелись настолько острые, что
обсуждается даже перенос рассмотрения правительством этой темы с 22 ноября на 6 декабря. В принципе это логично: к указанному времени на правительстве будет обсуждена инвестпрограмма МПС. Значит, по крайней мере по одной монополии правительство сможет рассчитать необходимый рост тарифов.
23 НОЯБРЯБудет создан Администратор торговой системы электроэнергетического рынкаК учредительной конференции по созданию Администратора торговой системы (АТС) дебаты вокруг этой структуры практически завершены. На конференции будут избраны 30 членов наблюдательного совета АТС и утвержден устав. Интересным вопросом обещает стать избрание руководителя АТС. Вероятной кандидатурой на эту должность назывался опытный организатор биржевой торговли, президент РТС Дмитрий Пономарев,
недавно предоставивший "Полит.Ру" развернутое изложение своих взглядов на организацию энергорынка. Есть, правда, мнение, что глава АТС должен иметь опыт работы на энергорынке, но такие топ-менеджеры по определению связаны с одной из существующих энергокомпаний, что нежелательно с точки зрения его независимости.
По другим спорным вопросам компромисс в основном найден. Решения будут приниматься 2/3 голосов Наблюдательного совета от его списочного состава. Не ясно только, как быть с правом представителя государства на вето по некоторым вопросам. Четко прописать это право в уставе невозможно, так по статусу АТС - некоммерческое партнерство. Пока в устав вписана формула, что решения по ряду вопросов (изменение устава, прием/исключение членов партнерства) требуют согласования с госорганами. До 2003 половину наблюдательного совета АТС будут составлять представители РАО и его дочерних компаний, а половину - остальные участники рынка. Пока не решено, в какую группу войдет "Башкирэнерго".
МПС не успеет с законодательным пакетомДо 23 ноября МПС должно было внести законопроекты по реформе ж/д транспорта на рассмотрение правительства.
Согласование проектов должно было быть закончено еще две недели назад, но тогда в правительстве утверждали, что свои визы не поставили МАП, Минфин, МЭРТ и ФСБ. На сегодня ситуация практически не изменилась:
законы до сих пор не согласованы и 23 ноября не будут внесены в правительство. По словам собеседника в правительстве, подготовленные МПС законопроекты не устраивают транспортных операторов, которые сначала хотели вносить альтернативный проект, а теперь согласуют с МПС общий вариант. Два собеседника "Проспект-новостей" в правительстве независимо друг от друга оценили шансы внесения железнодорожного пакета законов в правительство на этой неделе как нулевые.
Путин встретится с членами бюро РСПП и успокоит олигархов, пообещав, что Россия будет вступать в ВТО только на стандартных условиях Подготовкой к встрече занималась рабочая группа Потанина. И хотя от официальных комментариев ее участники пока воздерживаются, совершенно очевидно, что основным вопросом будет порядок и условия вступления России во ВТО. Беспокойство РСПП по этому поводу вполне объяснимо: недавнее вступление Китая в ВТО сопровождалось изрядным количеством особых условий (около 200), которые Китай теперь должен выполнять. И среди них - полное открытие внутреннего страхового рынка для иностранных инвесторов и отмена особых условий инвестирования в особых экономических зонах. Кроме того, в течение 15 лет после вступления Китай не сможет обращаться в арбитражный суд ВТО.
Естественно, после такого прецедента российский бизнес не на шутку встревожился и торопится заручиться гарантией Кремля, что на дальнейших переговорах о вступлении России в ВТО будут учитываться не только соображения высокой политики, но и кровные интересы российского бизнеса.
Скорее всего, РСПП составит некий документ, в котором постарается перечислить все, чего российские переговорщики не должны допустить. А Путин будет успокаивать олигархов, ссылаясь на то, что они с Бушем на ранчо уже договорились, что пробивать для России стандартные условия вступления в ВТО будут вместе.
24 НОЯБРЯВ Санкт-Петербурге пройдет встреча глав парламентов стран "Кавказской четверки" (Армении, России, Грузии и Азербайджана) Спикер Госдумы Геннадий Селезнев уже предложил предъявить совместный ультиматум России и Грузии боевикам, находящимся в Кодорском ущелье. Грузию впервые будет представлять Нино Бурджанадзе. Удастся ли г-ну Селезневу найти с ней общий язык, пока не ясно. Известно только, что глава грузинского парламента считает, что Грузия подвергается прессингу со стороны России за стремление к демократическим ценностям, что именно Россия инспирировала конфликты в Абхазии и Южной Осетии, и поэтому расценивает как нонсенс тот факт, что Москва исполняет роль единственного посредника и миротворца на этих территориях.
Правда, г-жа Бурджанадзе не против ареста и выдачи Галаева, но в ответ, по ее мнению, Россия должна арестовать и выдать Игоря Георгадзе, о чем уже давно просит грузинская сторона.
Геннадий Селезнев уверен, что Грузии без России не обойтись. Нино Бурджанадзе, похоже, с ним не согласна и основным приоритетом Грузии считает обретение собственного места в "европейской семье" и продолжение сближения с НАТО.
При таком изначальном расхождении двух членов "четверки" по столь существенным вопросам вряд ли стоит ожидать от субботней встречи каких-то серьезных решений.
25 НОЯБРЯ МЭРТ внесет в правительство проект закона "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия"Закон о стандартах - еще одна часть грефовского законодательного пакета по дерегулированию и дебюрократизации экономики, большая часть которого уже принята Думой. По новому закону, обязательными будут только те требования к товарам и услугам, которые устанавливают параметры, обеспечивающие безопасность продукции и процессов производства. Эти требования предполагается свести в технические регламенты. По каждой товарной группе регламент будет оформляться отдельным федеральным законом - новый закон запрещает введение стандартов ведомственными нормативами, как это происходит сегодня. Требования к потребительским свойствам и контроль над качеством, которые до сих пор были важнейшим элементом стандартизации, переводятся в сферу добровольного исполнения. Переходный период от действующих стандартов к техническим регламентам растянется на 7 лет (МЭРТ предлагал 3 года, Госстандарт настоял на семи). По словам Германа Грефа, "если заложенный в новом законе подход будет принят, это означает революцию в системе стандартизации, сертификации и подтверждении знаков соответствия товаров".
Закон о стандартах ждет в правительстве и Думе не менее тяжелая судьба, чем закон о лицензировании (количество лицензируемых видов деятельности в процессе одобрения закона правительством и его принятия Думой сильно выросло). Основное профильное ведомство - Госстандарт - уже не выступает открыто против намеченной реформы, но пытается увеличить переходный период, а отраслевые министерства не желают расставаться с правом утверждать стандарты по контролируемым видам деятельности. Облегчить прохождение закона должен аргумент о необходимости закона для вступления России в ВТО. Тем не менее попыток выхолостить его будет очень много: система стандартизации и сертификации практически не изменилась со времен плановой экономики, и ее бюрократическая поддержка очень велика. На стандартизации в Советском Союзе была выращена целая бюрократическая система (лаборатории, бюро, контрольные комиссии), и ее реформа станет еще одним "тестом" для либерального крыла правительства.
Рабочая группа Госсовета должна представить в Госсовет проект документа "Основы государственной политики в области природопользования и минерального сырья"Суть предложений рабочей группы сводится к нескольким позициям, главная из которых - создание при президенте РФ Государственной комиссии по запасам и недрам. Эта комиссия должна будет проводить государственную экспертизу всех предлагаемых к разработке месторождений. Положение о госэкспертизе включено в "Закон о недрах", однако на практике она не осуществляется. У правительства до сих пор нет четкого представления о том, как ее проводить. В результате оценку запасов в настоящее время производит сам получатель лицензии - будущий недропользователь. И зачастую объемы запасов сырья после получения лицензии сильно увеличиваются. Оно и понятно: для снижения стоимости лицензии сырья должно быть меньше, а для повышения капитализации компании - больше.
"Ноу-хау" губернаторов состоит в том, что финансировать госэкспертизу будут сами недропользователи, а не государство. Это, конечно, снижает уровень объективности госэкспертов, зато повышает взяткоемкость создаваемой структуры.
Поражением Минприроды, одного из главных лоббистов идеи госкомиссии, можно считать предложение сделать комиссию по запасам самостоятельным госорганом, не подчиненным Минприроды. Рабочей группой уже подготовлен проект президентского указа о создании этой комиссии.
Подписан он может быть вскоре после заседания президиума Госсовета, благо никаких решений Госдумы для создания этого органа не требуется.
Кроме того, рабочая группа предлагает обязать сырьевые предприятия производить отчисления в ликвидационный фонд (относя расходы на себестоимость). Эти деньги предполагается расходовать на "уборку" следов деятельности предприятия, после того как запасы сырья будут исчерпаны.Группа Госсовета предлагает сохранить в использовании недр "принцип двух ключей", подтвердив при этом еще раз принадлежность всех ресурсов России федеральной власти.
Что же касается болезненного вопроса СРП, то его "Предложения по совершенствованию государственной политики в области недропользования" предпочли не касаться.
ПЕРСОНА. ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ: МАРИНА ИОНОВАВ разговоре с директором департамента исследований ИК "Русские инвесторы" Мариной Ионовой было затронуто несколько тем. Марина Ионова считает, что Россия воспользуется конъюнктурой, чтобы расширить свою долю на рынке нефти, а ОПЕК будет сопротивляться. До конца года будут вестись интенсивные переговоры о добыче нефти: сокращать v не сокращать, и если сокращать, то на сколько. Но, скорее всего, дальше заявлений дело не пойдет. В обозримом будущем мы увидим увеличение объемов добычи нефти Россией и ее попытку отвоевать себе большую долю рынка, даже за счет более низкой цены.
По мнению аналитика, возможный частичный перевод российских валютных резервов из долларов в евро v вопрос, прежде всего, политический. С одной стороны, такой шаг будет, безусловно, играть на поддержку евро, и Россия вполне может это использовать в своих интересах на переговорах по долгам. Марина Ионова также рассказала "Проспект-новостям" о возможном "дефолте" одной из азиатских стран и дала прогноз развития российского фондового рынка в ближайшей перспективе (в следующем году цены на нефть и валютные поступления от экспорта будут ниже и мы возобновим привлечение западных кредитов).
Читайте интервью с Мариной Ионовой о тенденциях на мировом рынке нефти, конкуренции доллара и евро и перспективах российского фондового рынка.