Сомалийские пираты захватили у восточного побережья Африки саудовский супертанкер Sirius Star, груженый 2 млн баррелей нефти на сумму $100 млн. Это более чем четверть суточного объема саудовского экспорта. Танкер направлялся в США вокруг мыса Доброй Надежды – этот путь обычно используют супертанкеры, для которых Суэцкий канал слишком тесен. По имеющимся данным, все 25 членов экипажа – подданные Саудовской Аравии и Великобритании, граждане Польши, Хорватии и Филиппин – целы и невредимы.
По данным Пятого флота ВМС США Sirius Star отправился в безопасный для пиратов сомалийский порт Эйль. «Это беспрецедентно. Это самое большое судно, которое было захвачено пиратами. Оно в три раза больше авианосца», – сказал агентству Reuters представитель Пятого флота лейтенант Натан Кристенсен. Как уточнил Кристенсен, танкер был захвачен в 450 морских милях к юго-востоку от кенийского порта Момбаса. Это первое нападение, совершенное так далеко от сомалийских берегов.
Как отмечает Reuters, захват супертанкера привел к временному повышению цены на «черное золото». На торгах в понедельник нефть подорожала более чем на доллар – стоимость барреля превысила $58, хотя затем цена все же упала.
Пиратство у берегов Сомали процветает с тех пор, как в 1991 году местные полевые командиры свергли военного диктатора Мохаммеда Сиада Барре. С тех пор у Сомали нет береговой охраны и военно-морских сил.
По этой причине в территориальные воды Сомали, богатые тунцом, вскоре нахлынули коммерческие рыболовецкие флотилии со всего мира. Тогда сомалийские рыбаки вооружились и превратились в неофициальную полицию, которая отлавливала суда браконьеров и требовала заплатить налог. Потом они стали нападать на всех подряд, и это занятие превратилось в прибыльный бизнес, цель которого – получение выкупа.
Расценки на выкуп захваченного судна зависят от владельца и ценности добычи. В конце сентября сомалийские пираты захватили украинское судно «Фаина», на борту которого находится 33 танка Т-72, зенитные установки, гранатометы и боеприпасы. Экипаж должен был доставить груз в Южный Судан. Большинство моряков на корабле – граждане Украины, двое из них граждане России, третий россиянин – капитан «Фаины» Владимир Коробков – скончался от сердечного приступа практически сразу после захвата. Пираты продолжают удерживать судно, требуя в качестве выкупа $8 млн.
Согласно докладу Международного морского бюро, у берегов Сомали, где пролегают ключевые маршруты из Красного моря в Индийский океан, в 2007 году пираты напали на 31 корабль. По данным того же бюро, в 2008 году сомалийские пираты стали гораздо активнее: за девять месяцев в Аденском заливе нападениям пиратов подверглось 63 судна. Из них 26 судов были захвачены, 12 из которых пираты до сих пор удерживают с 259 заложниками на борту.
Пираты при нападениях используют катера, автоматы и гранатометы. Известно, как выглядит абордаж по-сомалийски. Пираты связывают свои быстроходные катера прочным длинным тросом. Трос перехватывает посередине корму судна, катера синхронно пришвартовываются к бортам. Взобравшись на палубу, пираты первым делом стараются перекрыть доступ к тревожной кнопке и отключить радиосвязь.
Похоже, сомалийских пиратов нисколько не пугает то обстоятельство, что в этом районе находятся военные корабли США и российский сторожевик «Неустрашимый». Теперь к борьбе решила подключиться Европа. Неделю назад Евросоюз одобрил общеевропейский план по обеспечению безопасности морского транспорта, находящегося в плавании у берегов Сомали. Эта первая военная операция подобного рода в истории Евросоюза получила название «Атланта». Согласно плану, к берегам Сомали отправятся от шести до десяти кораблей, которые возьмут взять под контроль торговые пути, проходящие через Аденский залив. Они будут координировать свои действия с военными из НАТО и США. Французское председательство в ЕС отметило, что корабли готовы принять все меры, чтобы искоренить пиратство у берегов Сомали. Они уполномочены применять силу, задерживать подозреваемых и отправлять их в третьи страны.