Американский окружной апелляционный суд одобрил иск бывшего помощника шерифа, который ранее был уволен из-за того, что нажал кнопку «лайк» под постом в Facebook соперника своего босса на выборах.
Суд решил, что нажатие кнопки «лайк» является проявлением свободы слова, как и, например, размещение баннера на собственном доме или стикера на личном автомобиле. Следовательно право американских граждан ставить «лайки» попадает под защиту Первой поправки к Конституции США, которая гарантирует свободу слова.
В Соединенных Штатах прецедентное право, а значит, решение суда является обязательным для всех граждан и организаций. Отменить вердикт апелляционного суда четвертого округа может только Верховный суд, и то, только если решение Апелляционного суда существенно нарушает сложившуюся судебную практику или выявляет неразрешенную коллизию в вопросе федерального права.
Свобода слова в Соединенных Штатах — нечто вроде национального фетиша. Несмотря на то, что есть множество претензий к американской прессе (некоторые считают ее тенденциозной и партийной), никто не может сказать, что правительство каким-то образом давит на средства массовой информации.
Изначально, что интересно, в американской Конституции никакая свобода слова не упоминалась. Логика создателей Конституции состояла в том, что американский народ и входящие в Союз штаты передают некоторые полномочия федеральному правительству, а также устанавливают схему взаимодействия различных ветвей власти федерального правительства. Все, что было за пределами федеральных полномочий, могли при желании регулировать штаты. Упрощая, принятая в 1787 году Конституция была написана не про людей, а про взаимоотношения различных органов власти.
Отцы-основатели были уверены, что данная схема Конституции надежно защитит граждан от тирании и любых посягательств на их свободы, в том числе и свободу слова, со стороны федерального правительства — ведь у этого правительства не было полномочий, которые могли быть использованы для установления тирании. Вдобавок перечисление в Конституции одних прав человека предполагало бы, что другие, менее значительные права, ничем не защищены и могут смело ограничиваться.
Соединенные Штаты, однако, отчасти унаследовали английскую политическую культуру, в которой парламент обладает широчайшими полномочиями и, фактически, ничем не ограничен. Соответственно и Конгресс, состоящий из Палаты Представителей и Сената, начал довольно быстро проявлять слишком сильную инициативу.
В 1791 году в федеральную Конституцию были внесены поправки, известные как Билль о правах. Уже Первая поправка гарантирует свободу слова, свободу вероисповедания и запрет на установление государственной религии. Вторая поправка запрещает правительству ограничивать право людей на хранение и ношение оружия. А, например, Восьмая поправка запрещает необычные наказания.
Даже после принятия столь ясных поправок в Конституцию, федеральный парламент в 1798 году принял Закон об иностранцах и подрывной деятельности (The Alien and Sedition Act). Законом запрещалось «писать, печатать, говорить или публиковать…любое ложное, скандальное или злобное» сочинение о правительстве, президенте, конгрессе США. Наказание за нарушение — до 2 лет тюрьмы. Впрочем, акт был временный и перестал действовать 3 марта 1801 года, в день инаугурации третьего президента страны Томаса Джефферсона.
С тех пор свобода слова в стране только крепла. Причем зачастую благодаря решению судов.
Так, в Соединенных Штатах можно спокойно сжечь флаг США. Человек, который начнет сжигать флаг на площади, встретит непонимание проходящих мимо граждан, однако Верховный суд признал, что подобное действие является формой политического выступления и, в соответствии с Первой поправкой, не может никак караться.
Суд также установил, что американцев нельзя наказывать за то, что они приписывают себе государственные награды, в том числе и боевые, которых на самом деле не получали. Впрочем, тут девять членов Верховного суда разделились: за этот вердикт высказались шесть человек, но они так и не смогли прийти к единому мнению, почему именно человек может обманывать окружающих.
Отдельно стоит упомянуть свободу слова в школах. В 1969 году Верховный суд, разбирая дело о школьниках, которые носили на рукавах черные повязки в знак протеста против войны во Вьетнаме, постановил, что молодые граждане США также имею право на свободу слова. Член Верховного суда Эйб Фортас написал в заключении суда, что «школы не могут быть анклавом тоталитаризма». «Администрация школы не имеет абсолютной власти над своими учениками. Ученики… обладают фундаментальными правами, которые государство должно уважать, так же, как они сами должны соблюдать свои обязательства перед государством», — записано в решении суда.
В отличие от политических заявлений, на которые полностью распространяется свобода слова, рекламу Первая поправка защищает в намного меньшей степени. Государство, например, имеет право ограничивать места распространения рекламы.
Соединенные Штаты не просуществовали бы более двухсот лет, если бы их правое поле не реагировало так чутко на изменения в реальном мире. Так что не удивительно, что «лайк» теперь считается защищенным Первой поправкой.