Дональд Трамп – сенсация номер один избирательной гонки за кресло президента США-2016. Возможным конкурентом по степени сенсационности является кандидат, зарегистрировавшийся под именем Диз Натс (примерно «Эти Яйца» - со всеми соответствующими смысловыми коннотациями) и сумевший в нескольких штатах стать третьим по популярности, - прежде, чем оказалось, что это 15-летний школьник из американской глубинки, со скуки решивший поиграть в политику по интернету. Но Трамп, конечно, птица совсем другого полета.
С момента появления слухов о его выдвижении все СМИ относились к нему как к фрику, развлекающемуся за свои деньги без особой цели. Миллиардер, несколько раз бывший на грани банкротства, наследник империи недвижимости, с имиджем по меньшей мере спорным, он изначально не котировался в избирательной гонке. Но сейчас он лидирует в борьбе за номинацию от Республиканской партии и имеет реальные шансы стать одним из двух кандидатов на выборах 2016 года.
Теперь СМИ (с которыми он, по его собственному признанию, совсем не в ладах) уже видят в нем немного сумасшедшего радикально правого политика – что вполне вытекает из образа «ястреба», который он создает. Журналисты отчаянно пытаются понять, каким образом правая повестка, да еще и в сочетании с таким малопривлекательным носителем стала американским мэйнстримом.
Что ж, у Доналда Трампа есть тайна, секрет, в котором он никому не признается. Трамп — действительно радикал, но не правый, а левый. В стране, где коммунисты в общественном восприятии находятся где-то между афганскими террористами и отрицательными героями комиксов, Трамп успешно продает риторику европейского крайнего марксизма в обертке из звездно-полосатого флага под брендом республиканской партии.
Конечно, по конъюнктурным соображениям многие из пунктов программы Трампа, которые любят цитировать газеты, остаются традиционно республиканскими (Трамп обещал, например, построить забор на границе с Мексикой, чтобы не допустить нелегальной миграции, а на вопрос о том, как это повлияет на имидж США в мире, пообещал, что это будет красивый забор). Но основные его лозунги, если присмотреться, вполне достойны покойного Чавеса и Николаса Мадуро.
Трамп, собирающий уже сейчас стадионы поклонников и сторонников, до сих пор не представил деталей своей экономической программы («через пару недель будет готово»), не обозначил толком внешней политики (если в начале кампании он говорил: «я уничтожу ИГИЛ», «договорюсь с Россией» и «накажу Китай за порчу американской торговли», то сейчас он уходит от всех этих тем). Он только общими словами говорит о своих взглядах на проблемы медицины («я обожаю женщин, и они не поверят, когда узнают, как хороша будет для них медицина»), конечно, грозится выгнать всех нелегальных мигрантов (без подробностей). Джон Сопел (BBС), прибывший на выступление Трампа перед сторонниками в Далласе, с удивлением отметил, что большая часть речи Трампа была... о Трампе.
Многие могли бы сказать: да, но ведь в 2008 году Барак Обама тоже сделал главной избирательной тактикой использование собственного опыта (и факт того, что он может стать первым афроамериканским президентом). Тем не менее, есть существенная разница.
Обама «продавал» себя своей аудитории – он был представителем молодых людей, вне традиционного истеблишмента, его портрет и слоган «Change!» стали иметь почти одинаковое значение.
. Трамп обращается совсем к другой, не своей, аудитории и с совсем другим посылом. Миллиардер-республиканец противопоставляет себя «людям, которым придется отрабатывать деньги крупных корпораций» (таких, как его собственная). Он не дает людям надежду, что простой человек может стать частью политической элиты – он обещает, что даст им возможность сесть перед телевизором и смотреть, как он будет унижать эту элиту, стряхнет ее с насиженных мест. Он не обещает людям конкретных мер, но обещает, что его меры будут конкретными...
Его слоган – «я сам стал богат и вас тоже сделаю богатыми» - привлекателен, прежде всего, для обездоленных, для тех, кто не нашёл своего места в социальной и экономической пирамиде. Обычная же база республиканской партии – предприниматели и профессионалы, которых скорее испугают обещания перемен.
Конечно, Трамп никогда не станет коммунистом, подобным Эрлу Браудеру (создателю коммунистической партии США), но его попытки сдвинуть «популярную» политику в сторону левого популизма избиратели в США могут оценить по достоинству.
Каким бы ни было его электоральное будущее (памятуя опыт прошлых кампаний, сложно говорить о кандидатах от партий до середины праймериз), сам феномен Трампа имеет шансы пережить грядущие выборы. В стране, где избирательная кампания – это увлекательное шоу в прямом эфире, рано или поздно должен был найтись человек, который сумеет совместить практику латиноамериканского популизма с искусством цирка. Этот коктейль может стать гораздо большим испытанием для демократии, чем «тест на толерантность» к афроамериканскому кандидату в 2008 году.