Протесты против Александра Лукашенко в Белоруссии не прекращаются уже больше полутора месяцев. Мы собрали в одном материале все, что произошло за последние дни.
Утром 23 сентября Александр Лукашенко неожиданно принес присягу и официально сменил самого себя на президентском посту. 22 сентября телеграм-канал Nexta сообщил, что вероятные даты инаугурации — либо 23 сентября, либо 28-29 сентября (по закону, принять полномочия новый президент может не позже двух месяцев после выборов). Утром 23 сентября силовики, ничего не объясняя, перекрыли центр Минска, и инаугурация состоялась — настолько тайно, что даже ЦИК ничего о ней не слышал; дипломатический корпус тоже не позвали. Первые фото появились около 11:30 утра.
По закону, инаугурация президента должна транслироваться по республиканскому телевидению — но вместо нее по белорусским госканалам шли сериалы. Хотя позже о церемонии, конечно, рассказали в новостях.
В выходные традиционно прошли две крупных акции протеста — субботний «женский марш» и воскресный «Марш справедливости». На обеих акциях были задержаны сотни человек. И если большую часть задержанных на женском марше в итоге отпустили, взяв отпечатки пальцев, то большая часть людей с «Марша справедливости» отправилась на суды.
В будние дни белорусы встают в цепи солидарности. Также продолжается тихое, но зрелищное противостояние белорусов и коммунальщиков: люди раскрашивают разные предметы в белый и красный, а коммунальщики разбираются с этим как могут — перекрашивая их обратно или вовсе убирая.
После внезапной инаугурации Александра Лукашенко белорусы тоже вышли на улицы. Это вылилось в столкновения с силовиками — они жестко задерживали протестующих и били машины. Кроме дубинок, силовики активно поливали людей подкрашенной водой из водометов и несколько раз применяли газ.
Белорусы (многие — в картонных коронах) гуляли по улицам и иногда перекрывали дороги, но встречали насилие. Многие люди, которые не участвовали в акциях, открывали подъезды, чтобы люди могли спрятаться от силовиков. Одного из протестующих спас таксист — молодой мужчина, убегая от спецназа, залез в стоящую на светофоре машину «Яндекс.Такси», и водитель увез его прямо из-под носа у преследователей (по встречке и обочине, на красный).
Во время разгонов на улицах был замечен начальник белорусского ГУБОПиК Николай Карпенков. Это уже второй раз — в начале сентября Карпенков лично выбивал витрину минского кафе, в котором протестующие скрылись от тихарей с дубинками.
По данным правозащитного центра «Вясна», этой ночью во время протестов были задержаны минимум 259 человек. Список обновляется.
Массовые и прицельные задержания журналистов, кажется, все-таки прекратились, но оказалось, что это означает всего лишь новый виток борьбы с независимыми СМИ. Так, изданию «Наша Нива» грозит штраф за то, что его журналистка Наталья Лубневская пострадала из-за «несчастного случая на производстве», и этот инцидент не был надлежащим образом оформлен. Несчастный случай — это выстрел в ногу от неизвестного силовика во время протеста 10 августа. «Наша Нiва» считает, что по журналистке, одетой в жилетку «Пресса», стреляли прицельно. Лубневская подала заявление в СК, но уголовное дело не возбуждено до сих пор.
16 сентября суд арестовал за участие в протестах фотокорреспондентов Александра Васюковича и Уладзя Гридина на 11 суток. После этого независимые белорусские СМИ в знак солидарности убрали фотографии со своих сайтов.
Главный редактор «Нашай Нiвы» Егор Мартинович утром 23 сентября стал подозреваемым по уголовному делу о клевете (188 УК РБ). Об этом рассказала его жена, журналистка TUT.by Адарья Гуштын. Утром в их квартире прошел обыск, после чего Мартиновича увезли на допрос. Поводом для возбуждения уголовного дела стало интервью с диджеями, которых арестовали за «Перемен» на детском празднике. Один из них рассказал, что замглавы МВД Белоруссии Александр Барсуков участвовал в избиениях задержанных.
22 сентября правозащитный центр «Вясна» опубликовал полный список людей, которые стали фигурантами уголовных дел с начала избирательной кампании. Как минимум 87 человек — по статье о массовых беспорядках (283 УК РБ). Другие частые статьи — организация или участие в активных действиях, нарушающих общественный порядок (342 УК РБ) и насилие в отношении сотрудника внутренних дел (364 УК РБ). Многие фигуранты уголовных дел сами пострадали от рук силовиков.
Член президиума Координационного совета оппозиции Сергей Дылевский, недавно вышедший на свободу после 25 суток ареста, 22 сентября перестал выходить на связь. Об этом сообщило «Euroradio».
Утром 21 сентября Светлана Тихановская выступила перед комитетом Европарламента по иностранным делам. Она попросила Евросоюз ввести персональные санкции против Александра Лукашенко и передать средства, которые ЕС собирался направить на помощь белорусам, не официальным властям, а напрямую больницам и людям, пострадавшим от коронавируса. По ее словам, инициативные группы оппозиции сейчас ищут способы организовать передачу денег, минуя Минск.
Президентом Александра Лукашенко многие страны, отойдя от первого удивления, отказались признавать в принципе. Среди них — Чехия, Польша, Словакия, страны Балтии, США, Канада, Германия и Дания. Утром 24 сентября Евросоюз назвал «так называемую “инаугурацию”» Лукашенко нелегитимной, и будет пересматривать отношения с Белоруссией. Зато президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов Лукашенко со вступлением в должность поздравил. На момент публикации текста он пока единственный, кто это сделал.
Несмотря на угрозы Лукашенко закрыть границы с Литвой и Польшей, белорусские погранпосты работают в штатном режиме. Польша же, напротив, открыла въезд для всех белорусов, у которых есть визы — до этого из-за коронавируса границы были закрыты для всех. Тем не менее, приезжающим в страну надо будет пройти десятидневный карантин.