будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
технологии
Июнь 18, 2025
Мир
Сакоян Анна

Технологическая антиутопия на рынке идей

Технологическая антиутопия на рынке идей
800-600_FA5y2gD
Искусственный интеллект. Источник: pixabay.com

СМИ продолжают развивать антиутопический взгляд на крупные технологические компании. В последний год этой темой постоянно интересуется The Economist. Недавно ее начал осваивать Politico. Теперь и Wall Street Journal заговорил о монополизации в сфере ценностей и идей.

В качестве иллюстрации автор приводит пример, когда в начале мая Google запретил на своих платформах рекламу компаний-поручителей. Это такие организации в США, которые выступают поручителями, чтобы подозреваемый в совершении преступления являлся в суд, но при этом не содержался под стражей. Чтобы человека выпустили, он должен внести определенную сумму. Если у него нет этой суммы, ее может внести такая организация. Если подозреваемый не явится в суд, то эта сумма останется суду. А подозреваемый в любом случае выплачивает компании сумму с процентами.

 
Заключенный на прогулке / pixabay.com

Иными словами, это нечто среднее между кредитными и страховыми агентствами. Google счел их деятельность неэтичной на том основании, что они больше всего наживаются на бедах угнетенных (цветных и малоимущих) слоев населения, где подозреваемым трудно заплатить за выход на свободу. Они используют «туманные финансовые формулировки, из-за которых люди попадают к ним в долг на месяцы или даже годы».

Таким образом, отмечает автор, Google может просто взять и запретить у себя рекламу в любой области, которая ему не нравится, например, по этическим причинам. Когда другие организации, занимающиеся рекламой, делают нечто подобное, это никого не смущает, потому что можно обратиться к их конкурентам. Но с Google ситуация иная. В США он занимает доминирующую позицию в сфере интернет-поиска (90%). Аналогичным образом Facebook доминирует в сфере социальных сетей (и он оперативно последовал примеру Google, то есть тоже запретил у себя рекламу поручителей).

И Google, и Facebook, оговаривает автор, часто привлекают внимание авторов, пишущих о влиянии техногигантов на конкуренцию в сфере товаров и услуг. Но история с поручителями вызывает у автора вопрос о том, не пора ли поговорить об их влиянии в сфере конкуренции ценностей и идей. Обе корпорации любят заявлять о себе как о нейтральных платформах, единственная задача которых в том, чтобы устанавливать связь между пользователями, в том числе рекламодателями и создателями материалов.

 
Заставка на мониторе "Фальшивые новости" / pixabay.com

Поручительский бизнес в США — в самом деле, этически непригляден. Но тем не менее, он во многих штатах законен и регулируется властями. Между тем, у Google есть свое мнение на этот счет, и от этого мнения зависит целая отрасль. А Facebook в ряде случаев считает неблагонадежными материалы, создаваемые сторонниками президента США Дональда Трампа и сопровождает их соответствующими пометками. Также Facebook всё больше внимания уделяет борьбе с так называемыми «фальшивыми новостями». Оценку новостям по этому признаку он, конечно, выносит по своему усмотрению.

При этом потенциал конкуренции сокращается по мере того, как Google и Facebook стягивают к себе другие популярные онлайн-платформы, такие, как YouTube и Instagram. В отсутствие конкурентов в виде аналогичных компаний возрастает вероятность того, что регулированием их поведения в какой-то момент займется государство. Но такой поворот событий, по мнению автора, нежелателен, потому что в таком случае позицию техногиганта просто заменит позиция того или иного государственного ведомства.

Автор заключает, что ситуация в целом сложилась нехорошая. Прежде всего, с самого начала не надо было допускать формирования таких монополий. Но раз они сформировались, нужно решать, что с ними делать. Искусственно разбить их на части — рискованный подход, потому что его последствия могут быть хаотичными и плохо контролируемыми. Но по крайней мере, нужно осознавать, что когда эти компании заявляют об очередном приобретении, это говорит о том, что монополизация идеологии продолжается.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).