будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
технологии Amazon Facebook Google
Ноябрь 7, 2025
Мир
Сакоян Анна

Технологические гиганты и угроза конкуренции

Технологические гиганты и угроза конкуренции
800-600_MLxLnDg

The Economist продолжает обсуждать ситуацию с технологическими гигантами. Осенью он обсуждал тему вредоносности соцсетей; в декабре обратился к теме искусственного интеллекта; теперь он опубликовал материал о том, как технологическая монополизация убивает конкуренцию.

Еще недавно, пишет автор, возглавлять крупную западную технологическую компанию считалось прекрасной работой. Это было очень доходно и престижно. Считалось, что корпорации вроде Google, Facebook и Amazon отличаются обычных корпораций тем, что они значимым образом улучшают ситуацию в мире. Теперь всe изменилось. Эти же компании представляются громоздкими образованиями и врагами конкуренции, производителями продукции, вызывающей зависимость и представляющей угрозу для демократии. Антимонопольные службы в связи с этим их штрафуют, политики ругают, а их прежние поклонники предупреждают об их скрытой угрозе.

 
Плакаты посвященные увольнению сотрудников Гугл / twitter.com

Ажиотаж вокруг вредоносности технологических гигантов в большой степени подогревается общей безоговорочной предпосылкой, что большой бизнес обязательно должен быть злонамеренным. Это упрощение размывает суть проблемы. На самом деле ситуация несколько сложнее. С одной стороны, техногиганты действительно производят продукты, которые людям нужны. С другой стороны, они действительно подавляют своих конкурентов. Они способствуют распространению ложной информации, но также позволяют находить и информацию достоверную.

Тема конкуренции представляет собой комплексную проблему. У нее есть отчетливая правовая сторона. К числу конкурентов техногигантов, например, можно отнести издательства, потому что они тоже имеют дело с распространением информации. Но в отличие от издательств, Facebook и Google редко считаются ответственными за ту информацию, которая распространяется через их посредничество. Далее, есть сторона структурная: эти гиганты не просто конкурируют на рынке и подавляют конкурентов. В большой степени они сами становятся рынком, потому что они создают инфраструктуру (платформы), где действует цифровая экономика.

Специфика цифровой экономики в том, что в ней многое, на первый взгляд, бесплатно для пользователей. На самом деле пользователи расплачиваются за предоставляемые им услуги своими личными данными, которые они раскрывают в обмен на пользование услугой. Данные — это то, что внушает больше всего доверия инвесторам, которые вкладываются в технологические компании. Техногиганты и сейчас уже мощны, но, как указывают рыночные оценки, инвесторы рассчитывают на то, что еще через десять лет эти гиганты станут мощнее вдвое или втрое. Иными словами, действительно, есть угроза монополизации.

 
Личные данные. Передача сигнала / pixabay.com

Платформы, объясняет автор, наращивают свое влияние за счет так называемых «сетевых эффектов». Чем больше продавцов привлечет к себе Amazon, тем больше там будет покупателей. В итоге, по некоторым оценкам, на долю Amazon приходится более 40% онлайн-покупок в США. Аналогичным образом Facebook обеспечивает платформу для распространения контента СМИ, а Google оказывается посредником между пользователями и самыми разными компаниями. В США на долю Facebook и Google приходится две трети доходов от онлайн-рекламы.

Главное достояние этих корпораций — огромная концентрация у них пользовательских данных. Из-за этого богатства их конкурентам (особенно стартапам) трудно с ними состязаться. Это значит, что в стартапы будут меньше инвестировать, и им будет труднее развиваться. С теми стартапами, которые все же выживают, гиганты расправляются путем интеграции их в свои системы. Между тем, чем меньше конкуренции, тем больше вероятность того, что в результате пострадают потребители.

Вопрос в том, как это можно исправить. В прошлом, чтобы справиться с монополиями, общества либо разбивали их, либо переводили под жесткий государственный контроль. Техногигантам эти методы не очень подходят. Регулировать их трудно, потому что большинство их услуг условно бесплатны. Разбить их на части, не повредив их принципиально, тоже практически невозможно. 

 
Социальные сети / pixabay.com

Автор предлагает два подхода к проблеме. Во-первых, он считает, что правительствам следует ужесточить правила поглощения гигантами удачных стартапов. Этот шаг может нейтрализовать отдаленную угрозу тотального слияния. Во-вторых, правительствам нужно переосмыслить механизмы технологических рынков. В частности, им нужно осознать, что их главная валюта — это персональные данные пользователей. Это значит, что следует выработать особый статус для таких данных и обеспечить пользователей правовыми инструментами, чтобы у них было больше возможностей контролировать, что происходит с их данными.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).