Египетские события почти привели уже к смене власти. Часть президентских полномочий Мубарак передал вице-президенту. Здесь есть много поучительного и для России. В смысле легитимности власти, механизмов ее удержания и адаптации режима.
Президент Египта Хосни Мубарак вчера не ушел в отставку, как ожидали, но де-факто отдал власть и передал ее вице-президенту, главе Службы внешней разведки. Он заявил, что передаст «основные полномочия» своему заместителю — Омару Сулейману. А сам будет ведать всеми вопросами внешней и внутренней политики страны. В то же время, в соответствии с конституцией Египта, у Мубарака остаются ключевые права: на роспуск парламента, отправку правительства в отставку и внесение предложений по изменению конституции.
Верховный военный совет Египта заявил о поддержке реформ, предложенных президентом Хосни Мубараком. Армия Египта, пообещал совет, выступит гарантом проведения честных и свободных президентских выборов, намеченных на сентябрь 2011 года, сообщило государственное телевидение Египта. Демонстрантам с площади Тахрир недоотставка Мубарака не понравилась.
Сегодня ближе к вечеру вице-президент заявил, что Мубарак все-таки ушел в отставку.
Новым временным главой государства станет 74-летний Омар Сулейман вице-президент Египта с 29 января 2011 года, руководитель Службы общей разведки, генерал-лейтенант. В 1991 году возглавил военную разведку Египта, в 1993 году — Службу общей разведки. В 1995 году на Хосни Мубарака и Сулеймана было совершено покушение в Аддис-Абебе. В начале 2000-х стал появляться на публике благодаря своему посредничеству в переговорах в израильско-палестинском конфликте.
Вице-президент первым делом заявил, что замом премьера в правительстве будет представитель оппозиции. Разумеется, из умеренной оппозиции. Ожидается, что данный заместитель премьер-министра Египта возьмет на себя ответственность за ведение «национального диалога». Фактически Мубарак признал невозможность преодоления нынешнего политического кризиса собственными силами. Пошли слухи, будто Мубарак покинул Египет, правда, потом пришло уточнение, что пока еще действующий президент покинул только Каир.
Означает ли нынешний расклад, что к власти пришли военные? По всей видимости, да. Сегодня военные едва ли не единственная сила, способная прекратить хаос на улицах городов и предотвратить возможные политические последствия — от гражданской войны до прихода к власти исламистов.
Частная египетская и даже шире — региональная — история (если вспомнить события в Тунисе, волнения в Алжире и иных государствах региона) дает пищу для анализа наших широт. В смысле вопроса удержания власти и ее легитимности.
Первое и много раз повторенное, что ценно для России в египетских событиях, - крайне медленная реакция российского внешнеполитического ведомства на события при наличии нескольких десятков тысяч граждан на потенциально опасной территории. И поведение, несколько беспечное самих граждан. Этакая уверенность в том, что нас-то уж ничего не коснется.
Про «усталость от длительного правления» тоже говорить определенно сложно. Скорее всего, ротация действительно должна быть, но только ли этим вызвано недовольство Мубараком и его правлением? Очевидно, что нет.
Второе: насколько бы власть не считала себя прочной и не демонстрировала граду и миру непоколебимость своих позиций, в момент массового выхода народа на улицы таковая прочность девальвируется. При этом граждане не учитывают ни реальный рост благосостояния, случившийся за годы правления, ни былые заслуги властной верхушки — они хотят свергнуть правителя. Легитимной ли была власть до момента выхода протестантов? На этот вопрос, скорее всего, стоит ответить отрицательно.
Средств легитимации власти известно немного. В широко известной лекции Макса Вебера «Политика как призвание и профессия», их выделяется три: традиция, харизма и «легальность». Под последним Вебер понимает «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил, - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». В России в том или ином виде для власти важны все три составляющие. Перекос риторики Дмитрия Медведева в сторону «законности» и явный недостаток харизматичности на фоне «спецслужбиста» Владимира Путина можно считать неизбежным креном, но скорее опасным. Нарушается баланс представлений о власти — правят двое, сигналы несут противоречивые, дисбаланс получается.
Важны для России и различные «нелегальные» - отчасти традиционные, отчасти возникшие относительно недавно — квазигосударственные институты и просто политические центры силы, ситуативные, но влиятельные. В виде более общем выходит, что наличие альтернативного центра силы делает власть в целом более устойчивой. В Египте и Турции такой силой выступают военные. Власти в Египте выдержали паузу, военные в конфликт не вмешивались, что де-факто усиливает их роль в посткризисном развитии Египта — в качестве подкрепленного реальной силой гаранта сохранения хоть какой-то стабильности.
В России военные старательно уклоняются от исполнения некой политической функции (участие армии в политике, кажется, ограничивается событиями 1993-го года). Где еще может быть альтернативный центр силы? Партии в России выглядят симулякрами или собраниями бюрократов разных изводов, только и ждущих вцепиться друг другу в глотки.
Политическая власть неоднородна, в ней присутствуют разные группы интересов, однако в случае форс-мажора этот «баланс интересов» сыграет против режима в целом. Война групп за сохранение или даже преумножение влияния в условиях волнений усилит политический кризис. На крупный бизнес в качестве стабилизатора не стоит надеяться по той же причине. Он не будет кризис (вероятно) провоцировать, но побороть не сможет. Делегитимация собственности и «условное» ее право для любого собственика (сегодня есть, а завтра отобрали) не дает бизнесу серьезных мотиваций для этого.
На роль центра силы могла бы претендовать церковь, только процент активно прислушивающихся к церкви граждан стабильно невелик и в значительной степени это граждане старшего возраста, в потенциальных волнениях участия они не примут. А слово патриарха после событий на Манежной площади услышано вовсе не было.
Получается, что в ситуации «власть против населения» прочность российского режима будет поменьше египетской. И здесь обозначается вилка. Тунис перекинулся на Египет, а Украина на Россию - нет. Отчасти потому, что власти старательно зачищали (и к тому моменту почти уже зачистили) все возможные альтернативные политические силы — зачистили «олигархов», усмирили губернаторов, вытоптали удобную партийную поляну, преимущественно из «овощей». Но тем самым снизили возможность адаптации режима (в широком смысле слова — а Немцов там наверху или Путин — неважно) к серьезным политическим кризисам. Остается надеяться, что до кризиса дело не дойдет.