будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Мир

Тиражирование Египта

Тиражирование Египта
dragon
Иллюстрация: Сергей Елкин

Египетские события почти привели уже к смене власти. Часть президентских полномочий Мубарак передал вице-президенту. Здесь есть много поучительного и для России. В смысле легитимности власти, механизмов ее удержания и адаптации режима.

Президент Египта Хосни Мубарак вчера не ушел в отставку, как ожидали, но де-факто отдал власть и передал ее вице-президенту, главе Службы внешней разведки. Он заявил, что передаст «основные полномочия» своему заместителю — Омару Сулейману. А сам будет ведать всеми вопросами внешней и внутренней политики страны. В то же время, в соответствии с конституцией Египта, у Мубарака остаются ключевые права: на роспуск парламента, отправку правительства в отставку и внесение предложений по изменению конституции.

Верховный военный совет Египта заявил о поддержке реформ, предложенных президентом Хосни Мубараком. Армия Египта, пообещал совет, выступит гарантом проведения честных и свободных президентских выборов, намеченных на сентябрь 2011 года, сообщило государственное телевидение Египта. Демонстрантам с площади Тахрир недоотставка Мубарака не понравилась.

Сегодня ближе к вечеру вице-президент заявил, что Мубарак все-таки ушел в отставку.

Новым временным главой государства станет 74-летний Омар Сулейман вице-президент Египта с 29 января 2011 года, руководитель Службы общей разведки, генерал-лейтенант. В 1991 году возглавил военную разведку Египта, в 1993 году — Службу общей разведки. В 1995 году на Хосни Мубарака и Сулеймана было совершено покушение в Аддис-Абебе. В начале 2000-х стал появляться на публике благодаря своему посредничеству в переговорах в израильско-палестинском конфликте.

Вице-президент первым делом  заявил, что замом премьера в правительстве будет представитель оппозиции. Разумеется, из умеренной оппозиции. Ожидается, что данный заместитель премьер-министра Египта возьмет на себя ответственность за ведение «национального диалога». Фактически Мубарак признал невозможность преодоления нынешнего политического кризиса собственными силами. Пошли слухи, будто Мубарак покинул Египет, правда, потом пришло уточнение, что пока еще действующий президент покинул только Каир.

Означает ли нынешний расклад, что к власти пришли военные? По всей видимости, да. Сегодня военные едва ли не единственная сила, способная прекратить хаос на улицах городов и предотвратить возможные политические последствия — от гражданской войны до прихода к власти исламистов.

Частная египетская и даже шире — региональная — история (если вспомнить события в Тунисе, волнения в Алжире и иных государствах региона) дает пищу для анализа наших широт. В смысле вопроса удержания власти и ее легитимности.

Первое и много раз повторенное, что ценно для России в египетских событиях, - крайне медленная реакция российского внешнеполитического ведомства на события при наличии нескольких десятков тысяч граждан на потенциально опасной территории. И поведение, несколько беспечное самих граждан. Этакая уверенность в том, что нас-то уж ничего не коснется.

Про «усталость от длительного правления» тоже говорить определенно сложно. Скорее всего, ротация действительно должна быть, но только ли этим вызвано недовольство Мубараком и его правлением? Очевидно, что нет.

Второе: насколько бы власть не считала себя прочной и не демонстрировала граду и миру непоколебимость своих позиций, в момент массового выхода народа на улицы таковая прочность девальвируется. При этом граждане не учитывают ни реальный рост благосостояния, случившийся за годы правления, ни былые заслуги властной верхушки — они хотят свергнуть правителя. Легитимной ли была власть до момента выхода протестантов? На этот вопрос, скорее всего, стоит ответить отрицательно.

Средств легитимации власти известно немного. В широко известной лекции Макса Вебера «Политика как призвание и профессия», их выделяется три: традиция, харизма и «легальность». Под последним Вебер понимает «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил, - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». В России в том или ином виде для власти важны все три составляющие. Перекос риторики Дмитрия Медведева в сторону «законности» и явный недостаток харизматичности на фоне «спецслужбиста» Владимира Путина можно считать неизбежным креном, но скорее опасным. Нарушается баланс представлений о власти — правят двое, сигналы несут противоречивые, дисбаланс получается.

Важны для России и различные «нелегальные» - отчасти традиционные, отчасти возникшие относительно недавно — квазигосударственные институты и просто политические центры силы, ситуативные, но влиятельные. В виде более общем выходит, что наличие альтернативного центра силы делает власть в целом более устойчивой. В Египте и Турции такой силой выступают военные. Власти в Египте выдержали паузу, военные в конфликт не вмешивались, что де-факто усиливает их роль в посткризисном развитии Египта — в качестве подкрепленного реальной силой гаранта сохранения хоть какой-то стабильности.

В России военные старательно уклоняются от исполнения некой политической функции (участие армии в политике, кажется, ограничивается событиями 1993-го года). Где еще может быть альтернативный центр силы? Партии в России выглядят симулякрами или собраниями бюрократов разных изводов, только и ждущих вцепиться друг другу в глотки.

Политическая власть неоднородна, в ней присутствуют разные группы интересов, однако в случае форс-мажора этот «баланс интересов» сыграет против режима в целом. Война групп за сохранение или даже преумножение влияния в условиях волнений усилит политический кризис. На крупный бизнес в качестве стабилизатора не стоит надеяться по той же причине. Он не будет кризис (вероятно) провоцировать, но побороть не сможет. Делегитимация  собственности и «условное» ее право для любого собственика (сегодня есть, а  завтра отобрали) не дает бизнесу серьезных мотиваций для этого.

На роль центра силы могла бы претендовать церковь, только процент активно прислушивающихся к церкви граждан стабильно невелик и в значительной степени это граждане старшего возраста, в потенциальных волнениях участия они не примут. А слово патриарха после событий на Манежной площади услышано вовсе не было.

Получается, что в ситуации «власть против населения» прочность российского режима будет поменьше египетской. И здесь обозначается вилка. Тунис перекинулся на Египет, а Украина на Россию -  нет. Отчасти потому, что власти старательно зачищали (и к тому моменту почти уже зачистили) все возможные альтернативные политические силы — зачистили «олигархов», усмирили губернаторов, вытоптали удобную партийную поляну, преимущественно из «овощей». Но тем самым снизили возможность адаптации режима (в широком смысле слова — а Немцов там наверху или Путин — неважно) к серьезным политическим кризисам. Остается надеяться, что до кризиса дело не дойдет.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).