будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия
Май 13, 2025
Мир
Долгин Борис

Точка сборки или время "разборки"

Ситуация, когда конфликт вокруг Южной Осетии был на грани горячего, временно отошла. И хотя чуть ли не каждый день идет перестрелка – словесная и оружейная – кажется, можно чуть-чуть оглядеться.

Как и обещал Михаил Саакашвили, собирание грузинских земель идет полным ходом. Для этого Тбилиси идет на достаточно жесткие меры и заявления – качественно более смелые чем те, на которые мог себе позволить идти Шеварднадзе (уже после войн).

Популизм, напористость, стремление ни в коем случае не потерять инициативу (внутри страны и вовне) в сочетании с нежеланием идти без особой надобности на крайние меры, определенная склонность к блефу - характерные черты стиля нового грузинского руководства, несомненно, напоминающие Путина в его «лучшие» периоды.

Дальше, правда, начинаются различия, среди которых – традиции позиционирования страны в мире и регионе, особенности биографии, и, наконец, место проблемы восстановления единства в общественном сознании страны. Если для Грузии – это один из центральных вопросов, то у нас его удалось вывести на подобный уровень только на достаточно короткий период с осени 1999 года. А отсюда следует и еще одно отличие – Путин, при всем, мягко говоря, заинтересованном внимании к Чечне может позволить отойти этой проблематике на второй или третий план, Саакашвили – нет. Более того, он и не хочет этого, чтобы не растерять темпа и энергии побед.

В случае с Осетией наша страна заняла куда более жесткую позицию, нежели в предыдущих сериях «триумфального шествия». Формально это звучит как решение вопроса исключительно мирным путем. Фактически осуществляются препятствия к тому чтобы Тбилиси использовал грузинские села как плацдарм постепенного поглощения, категорически не принимается идея постановки в Рокском тоннеле совместного российско-грузинского пропускным (с российской стороны-де граница и так на замке), не делается никаких заявлений по поводу пребывания на территории Южной Осетии «добровольцев» из числа казаков, абхазов и представителей северокавказских республик, зато появление грузинских формирований вызывает праведный гнев и т.д.

Год назад мы попытались показать, что вряд ли реальные политические силы в России всерьез хотят грузинские автономии присоединить, соблазнившись на сомнительный лозунг права наций на самоопределение, или по-настоящему озабочены судьбой множества жителей автономий, в ускоренном порядке ставших российскими гражданами (эта проблема была создана уже по ходу тления конфликта, а не существовала на момент его начала). Тогда мы остановились на предположении, что в ситуации с Грузией мы имеем дело всего лишь с «обычной игрой на противоречиях, с не слишком четкой целью несколько усилить собственное влияние», построенной, правда, не слишком умело.

Понятно желание не потерять полностью контроль над автономией, а также один из рычагов давления на грузинское руководство, но ситуация неустойчивого равновесия не бывает вечной, особенно когда имеется реальная политическая воля для того, чтобы ее изменить: Националистическая линия первого грузинского президента, отчасти спровоцированная сепаратизмом «национальных окраин», отчасти сама его и спровоцировавшая, не предусматривала возможности существования автономий как таковых. Уже Эдуард Шеварднадзе добился согласия значительной части грузинских элит на предоставление Абхазии особых прав в качестве субъекта федеративного государства, вероятно, был бы согласен вести переговоры об этом и с Южной Осетией, однако лишь Саакашвили добился принятия четких условий первой официальной автономии – Аджарии – и жестко заявил, что даст Южной Осетии (автономной области в советские времена) не меньшую автономию, чем имеет Северная Осетия в России. И это реальная платформа для начала переговоров.

Но действительно ли этого хочет российское руководство? Периоды вмешательства главы государства наводят на эту мысль, однако достаточно оснований и для того, чтобы в этом усомниться. Не очень понятно, как Россия можно претендовать на статус миротворца, пропуская через ту самую границу, которая «на замке» отряды вооруженных людей, которых нам с удовольствием демонстрировало наше же государственное телевидение. Ниоткуда, кроме как из России, в Южной Осетии не могло появиться все то вооружение, которое нам время от времени демонстрирует все то же телевидение. Загадочная история с конфискованными в воскресенье вечером недалеко от Цхинвали в селе Кехви противотанковыми реактивными снарядами «Фагот»- из той же оперы. По данным «Коммерсанта», машиной управлял военнослужащий министерства обороны Южной Осетии, а сопровождали ее (вопреки дальнейшим утверждениям представителей Южной Осетии) представители миротворческого контингента России. Там же приводятся данные о неудачной попытке российских миротворцев отбить захваченное. Факт конфискации не отрицают ни в Цхинвали, ни в штабе Смешанных сил по поддержанию мира, зато и претензий на «Фаготы» никто не предъявляет.

Сейчас создается впечатление, что, как минимум, военное лобби, в отличие от политического руководства страны, все-таки имеют достаточно стройную линию в конфликте. Что это за линия? Проще всего было бы предположить какие-то экономические интересы, связанные с зоной фактического отсутствия таможенного контроля, однако, боюсь, что это несколько мелковато. Да и не объясняет столь массовой поддержки этой линии существенной частью политической элиты и СМИ.

Боюсь, что речь идет о попытке втянуть Россию в ситуацию, когда слишком уж четко разойдутся ее позиции с мнением западных партнеров. Причем, не по заведомо внутреннему вопросу (Чечня, свобода СМИ и т.д.), которым по мере необходимости можно пренебречь, и не по достаточно далекому Ираку, где, к тому же сам Запад основательно раскололся.

Значительная часть нашей политической и военной элиты уже достаточно давно выражает недовольство направлением нашего стратегического блокирования – от поддержки США 11 сентября 2001 года до несодействия возможному поражению союзников в Ираке. Столкновение по поводу Грузии было бы достаточно заманчивым поводом отыграть ситуацию назад.

При этом понятно, что принципиальным образом на положение самопровозглашенных государств эскалация конфликта не повлияет. Ситуация в нынешней Грузии сейчас куда более прозрачна для Запада, нежели в начале 1990-х. Если до недавних пор грузинское руководство опасалось говорить о замене наших миротворцев на международные силы, то уже во вторник прозвучали немыслимые еще недавно слова Саакашвили о готовности денонсировать соглашения по Осетии, а это намек именно на такой исход. Международные же силы в первую очередь постараются перекрыть российско-грузинскую границу на южноосетинском участке - со всеми вытекающими для нас последствиями. Впрочем, до этого может и не дойти – многое будут зависеть от жесткости и искусности действий Грузии.

У меня нет ни малейших сомнений что в итоге Южную Осетию мы все равно “сдадим” - хотя бы потому, что у нас нет для нее никого международно-юридического решения. Правда, при каждом из более или менее жестких сценариев Россия, естественно, ослабит свои позиции в Грузии (даже экономические – поскольку без политического прикрытия они малого стоят), не сможет повлиять на формы вхождения Осетии в Грузию, ослабится возможность защиты живущих там наших граждан. Нельзя же сказать создавшим эту ситуацию горе-политикам: «Вы и разбирайтесь!» - Там живые люди, к тому же наши сограждане.

Судьба же основной части нынешнего руководства окажется достаточно печальной, причем, не без нашей помощи. Если бы не давали в свое время поощряющие знаки Милошевичу и Хусейну, возможно, они стали бы сговорчивее и не оказались бы там, где находятся ныне. Да и Абашидзе имел до какого-то момента шансы на куда более почетный статус. Безусловно поддерживая деятелей такого рода, а потом с той же легкостью сдавая, мы очень быстро теряем в весе и в глазах противников, и в глазах сторонников павшего режима.

«Так, как же нам быть? Проклинать ли Кавказ?» И быстро-быстро оттуда уходить, пока не началась какая-нибудь серьезная заварушка? Не думаю. Скорее становиться несколько более «честным посредником», при этом не забывающим о своих выгодах и принципах. А это значит:

1) жестко перекрыть доступ для потенциальных добровольцев и несанкционированного оружия в Южную Осетию, и вообще формировать сильную с точки зрения всех сторон конфликта морально безупречную позицию;

2) внимательно и аккуратно, координируясь со сторонами (а лучше бы и еще и с международными организациями, чтобы не повторился молдавский сценарий), готовить свой проект Грузинской федерации с четко прописанными широкими правами Южной Осетии;

3) добиться подписания и ратификации Грузией всех еще не подписанных международных соглашений о правах национальных и религиозных меньшинств;

4) как часть соглашений по разрешению конфликта проработать ситуацию со статусом жителей Южной Осетии, обладающих российским гражданством, например, заключить межгосударственное соглашение о признании за теми из них, кто захочет иметь и грузинское подданство, двойного гражданства, а также о признании всех имущественных прав, прав на участие в выборах в органы местного самоуправления и т.п. за теми из жителей Южной Осетии, кто захочет сохранить себе только российское гражданство;

5) заключить соглашения с Грузией об участии отечественных компаний в экономике Южной Осетии, и ссотвественно активно развивать экономические "завязки";

6) документально закрепить обязательства по вовлечению в политическую жизнь Южной Осетии нынешних сепаратистских элит (кроме случаев, если таковые будут, доказанных персональных обвинений в преступлениях против человечности и т.п.).

По хорошему, многое из сказанного надо было делать уже по отношению к Аджарии. А кое-что – еще по отношению к республикам Балтии и нашим коллегам по СНГ. Но то было в другую эпоху, а, вот, тотальная поддержка и почти безусловная сдача режима Абашидзе – совсем недавно.

И только после выполнения даных условий можно будет посылать куда-нибудь Игоря Иванова. Впрочем, если это все удастся реализовать в полном объеме, подобный маневр просто не понадобится.

Долгин Борис
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).