Во вторник некоторые американские газеты, в том числе The Washington Post и The Wall Street Journal, сообщили со ссылкой на источники в Белом доме о решении президента Джорджа Буша ввести 30-процентную пошлину на импорт стали из ряда стран, в число которых входит и Россия. Официально это решение пока не объявлено: 6 марта - крайний срок рассмотрения администрацией президента декабрьского доклада Комиссии по международной торговле при Министерстве торговли США, в котором Бушу рекомендовалось повысить ввозные пошлины на сталь на 20-40%, а также снизить импортные квоты. Но по всей видимости, окончательное решение Буша будет именно таким: позиции стального лобби в США очень сильны.
Более того, американские сталелитейщики этим решением не очень-то и довольны, поскольку полностью их требования выполнены не были. Стальные корпорации США настаивали на введении 40-процентных пошлин для всех без исключения импортеров, а администрация Буша, судя по информации американских газет, планирует установить льготный режим для некоторых своих торговых партнеров, в том числе Канады и Мексики. Лоббисты считают, что повышением пошлин на 30% ограничиваться не стоит: переживающая глубокий кризис американская стальная отрасль требует более жестких протекционистских мер.
Но если американским сталелитейщикам решение Буша кажется недостаточно жестким, то торговые партнеры США придерживаются прямо противоположной точки зрения. И повышение пошлин, несомненно, вызовет у них резкий протест; Евросоюз и Япония намерены передать разбирательство этого дела в ВТО, принципы которой, по их мнению, нарушают американцы. По всей видимости, со стороны этих стран следует ждать и введения ответных санкций. Кроме того, американцам теперь будет гораздо сложнее добиться ратификации достигнутых в декабре в Париже предварительных договоренностей о сокращении мощностей сталепроизводителей (она должна состоятся в апреле). Во всяком случае, представители ЕС (а также России и Украины) еще в декабре давали понять, что эти договоренности будут ратифицированы только в том случае, если США откажутся от своих протекционистских планов, - и уговорить их изменить свою точку зрения будет непросто.
Что касается России, то здесь уже приняты ответные шаги, а именно решение о запрете на ввоз в страну мяса птицы из США. Выдача лицензий на импорт американского мяса птицы приостановлена с 1 марта, а полный запрет на этот вид импорта, сообщил во вторник вице-премьер Алексей Гордеев, будет введен 10 марта. По слова Гордеева, это решение носит чисто технический характер, поэтому его не стоит связывать с повышением пошлин на ввоз стали в США. Однако связь между этими двумя событиями почти никто не подвергает сомнению. Тем более что убытки американских птицеводов от запрета на ввоз их продукции будут примерно равны убыткам российских металлургов от повышения США импортных пошлин (по оценке отечественных экспертов, в результате такой меры российские сталепроизводители потеряют порядка $1,5 млрд в течение двух ближайших лет).
Надо признать, отечественные металлурги имеют все основания для возмущения. Дело в том, что повышение импортных пошлин противоречит принципам российско-американского соглашения 1999 года по импорту стали в США. Однако, как это уже не раз случалось, американцы привычно игнорируют международные договоренности в пользу своих внутренних интересов.