будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Мир

ЦБ, правительство и РСПП почти договорились, кто из банков лишний

Похоже, в обсуждении банковской реформы наметился компромисс. Это стало понятно накануне обсуждения концепции ЦБ на Межведомственном координационном комитете содействия банковскому делу, куда входят представители МВФ, ВБ и ЕБРР (после чего концепцию передадут в правительство, которое рассмотрит ее в конце месяца).

Напомним, банковские предложения РСПП были с одобрением выслушаны Касьяновым на Совете по предпринимательству, и Александр Мамут был включен в соответствующую комиссию. Однако вскоре против идей РСПП, реализация которых очень выгодна крупным банкам, выступили мелкие и региональные банки, АРБ, Центробанк, и даже Минфин с Минэкономразвития.

Общий консенсус явно поддерживает неторопливость преобразований. В этих условиях возможно только очень осторожное увеличение требований к капиталу банков, постепенный переход к международным стандартам финансовой отчетности. И, конечно, никакого разделения лицензий на федеральные и региональные. Однако просто отмахнуться от возникшего в среде крупных банков лобби за энергичную реформу, похоже, уже не удастся. Ведь реформа станет для них очень удобным способом удешевить выход на новые рынки.

Компромисс может состоять приблизительно в следующем - заменить кредитным учреждениям банковскую лицензию на лицензию небанковской организации (НБО), которая может выполнять лишь две функции из трех (расчеты, кредиты, привлечение средств). НБО реально смогут быть либо кредитно-депозитными организациями, либо расчетно-кассовыми центрами. Порог для банков, правда, будет ниже, чем предлагал Александр Мамут - например, $50 млн. А число их уменьшится примерно на четверть.

Главными предметами дискуссии остаются вопросы о Сбербанке и других госбанках, а также о системе гарантирования вкладов. РСПП предлагал жестко ограничить госбанки по сферам специализации, т.е. превратить их в госагентства. Близки к РСПП в этой части и предложения Всемирного банка. ЦБ и правительство, естественно, против. Правительство согласно урезать полномочия госбанков "группы ЦБ" и наоборот. Самый сложный вопрос - Сбербанк, которому РСПП предлагал запретить кредитовать предприятия с тем, чтобы выровнять структуру его активов и пассивов. Дескать, раз в пассивах длинные деньги населения, то в активах пусть будут длинные потребительские и ипотечные кредиты. Предложение в принципе логичное, однако Минфину будет крайне трудно отказаться от Сбербанка как основной "палочки-выручалочки", вечно готовой к покупке государственных долговых обязательств.

С этой же проблемой связано и гарантирование вкладов. Частные конкуренты Сбербанка подталкивают правительство поскорей запустить систему гарантирования. ВБ считает это возможным только после серьезной расчистки банков, консолидации сектора и перехода на международные стандарты. Однако даже для перехода нужно преодолеть сопротивление Минфина и МНС по поводу формирования провизий на неполученные доходы. Иначе учет прибыли по начислению, а не по фактическому получению приведет только к росту у банков базы налогообложения.

Сейчас не очень удачное время для банковской реформы. Последствия кризиса преодолены. Радикальные реформы хорошо проводить в первые месяцы после обвала, когда ради выживания участники рынка согласны на все. Кроме того, подчеркивает Сергей Алексашенко, банковская система "предоставляет реальному сектору ровно те услуги, в которых он нуждается" - это сложные формы расчетов, минимизация налогов и обход валютного регулирования. Да и с функцией трансформации сбережений в инвестиции система замечательно справляется. Только "сбережения формируются в России, а инвестиции осуществляются за рубежом". Но направления инвестиций выбираются все-таки не банками, а собственниками средств. Тут банковская реформа ничем не поможет.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).