Взаимоотношения с Украиной могут вылиться в экономико-политический кризис во всем мире, который пойдет по негативному сценарию. Об этом говорится в докладе, подготовленном по заказу Комитета гражданских инициатив российскими экспертами. 6 октября в Высшей школе экономики его промежуточный (дополненный майский) вариант был представлен под прежним названием «Тупик борьбы интеграций в Европе».
Доклад презентовали его авторы: директор Института современного развития Игорь Юргенс, директор по проблемам международного развития Фонда «Институт современного развития» Сергей Кулик и директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» Андрей Спартак. В числе авторов также значится директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Название доклада отражает парадигму Большой Европы, согласно которой Россия рассматривается в качестве составной и неотъемлемой части европейской цивилизации. Авторы доклада полагают, что в рамках пространства Большой Европы в настоящее время борются два интеграционных проекта - Европейского Союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), активно продвигаемого российским руководством.
Идея создания доклада появилась в начале войны на Украине, когда экономические отношения в треугольнике ЕС – Украина – Россия (или ЕАЭС) казались второстепенной проблемой, а затем стали одной из самых острых. В мае появилась первая версия доклада, в конце октября авторы пообещали представить общественности окончательные результаты исследования и продолжить наблюдать за развитием украинского экономического кризиса.
По мнению авторов, ЕАЭС успешно объединяет некоторые бывшие страны СССР – Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению – с Россией. А проект Евросоюза «Восточное партнерство» (ВП), созданный в 2009 году был воспринят разными странами по-разному - и это отношение менялось. Но Украина, Молдова и Грузия проявляли постоянное желание сотрудничать в его рамках. Тем не менее, «европейские чиновники и политики считают, что проект не сработал, - заявил на пресс-конференции Игорь Юргенс. - Такая же история с Европейской политикой соседства -2014 – проектом для ближневосточных стран, имеющих границы со странами-участницами ЕС. Сейчас она тоже дает большие трещины в связи с ситуацией на Ближнем Востоке».
В сумме на эти две программы ЕС выделяет 15,5 млрд евро в течение семи лет, из них только один млрд - на приграничное сотрудничество зоны ВП, сказано в докладе. Однако эти внешние траты не учитывали кризиса на Украине. Евросоюз несет значительные финансовые обязательства перед регионами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, является донором программ содействия зарубежным государствам и чрезвычайно активно, как и раньше, спонсирует своих сельскохозяйственных производителей ( на это затрачивается более 40% бюджета Союза). Все эти факторы отвлекают ЕС от запланированной кооперации с постсоветскими странами. Несмотря на это, Брюссель призывает их создать «глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли», «обеспечивающую условия для интенсивных экономических и торговых соглашений, поддерживать усилия Украины по завершению перехода к рыночной экономике». Это предложение было сделано для всех стран- участниц ВП, но в расчете на Украину как «главный приз», считают авторы.
Сама страна получит от ГВЗСТ (глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли) больше всего выгод в долгосрочной перспективе, но в ближайшем времени населению «придется пострадать». Для всех остальных стран ВП беспрецедентно жесткие положения о такой зоне очень обременительны, а выгоды от формата совсем не гарантированы. Этому проекту авторы инкриминируют возникновение кризиса на Украине и «околокритическое» развитие Молдовы. Кроме того, подписание Соглашения об ассоциации и ГВЗСТ «неизбежно приведет к снижению уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими странами ТС, которые в том числе будут вынуждены применять торгово-политические ограничения для противодействия недобросовестной импортной конкуренции, нежелательному импорту и незаконному транзиту импортных товаров через страны ВП с нарушением правил происхождения». Это спровоцирует дополнительную «турбулентность» на ближних рубежах ЕС.
Параллельно с созданием проекта ВП с его зоной свободной торговли формировался и другой проект– с января 2015 должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Претензии на расширение и отсутствие кооперации между ним и ЕС с Восточным партнерством стимулируют конкуренцию и конфликтность в их подходах, и практиках в отношении третьих, соседних государств региона, утверждают авторы.
Разумеется, труднее всех оказывается путь интеграции для Украины: продвинутый и либеральный Запад или привычные поставки российского газа и отлаженный механизм рынков сбыта в Таможенном Союзе. Украина давно декларирует «европейский выбор», однако «когда закончится острая стадия конфликта, начнется то, что называется экономическим коллапсом украинской государственности. Не потому, что кто-то будет пытаться отхватывать куски, не из-за внутриполитических проблем, а из-за плохого состояния экономики. Спасти ее по отдельности не сможет ни ЕС, ни США, ни Россия, ни Китай», - отметил Юргенс.
Линия отношений Брюссель – Москва тоже имеет свои сложности. Россия является третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая, в частности, по продовольствию (10% экспорта ЕС) и электроэнергии (62% объема экспорта РФ). Замедление российской экономики по причине санкций означают и существенное ослабление внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, что может снизить дивиденды для европейского бизнеса в России, утверждают эксперты. Как показывает практика, выровнять подобные кризисы помогает бизнес идеи с нуля.
«Наша цель – спасти украинскую экономику этой зимой – на пике ее кризиса, с тем, чтобы это не стало черной дырой на нашей границе, которая создавала бы социальное напряжение», - разъяснил Сергей Кулик. Урегулирование ситуации на Украине поспособствует нормализации отношений ЕС и России, где вторая – очевидный локомотив и донор ЕАЭС. В связи с этим авторы доклада рассматривают два сценария развития: негативный (обеспечение критических потребностей в финансировании Украины) и инерционный (обеспечение критических потребностей и развития Украины). Нынешних резервов страны, даже с использованием золотовалютных резервов, с учетом внешних задолженностей хватило бы до начала осени. Сейчас Украине помогают МВФ и другие внешние кредиторы. Риски для отношений Россия-Украина, ТС-Украина, в связи с острой внутриполитической ситуацией и подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, по мнению авторов, имеют высокую вероятность реализации (40-50%), с величиной ущерба по шоковому сценарию до $33 млрд.
Наиболее значим им видится риск сокращения экспорта товаров в Россию и ТС ($14,3 – 15,3 млрд), затем – снижение поступлений по каналам трудовой миграции ($7-8 млрд), полной отказ России от трубопроводного транзита через Украину ($3,9-4,2 млрд), сохранения повышенных цен за газ (доплата $2,2 – 3,7 млрд), неполучения российских инвестиций ($2 млрд в год), резкого сокращения поездок и расходов россиян на Украине ($1,5-1,6 млрд в год), отказ российских компаний от существенной части взаимных перевозок с участием украинских операторов ($0,4 млрд в год). Со временем потери могут нарастать, отношения замораживаться еще сильнее, а реакция общества и политических элит может иметь отложенный характер.
Суммировав все эти негативные аспекты, авторы заключают, что в Большой Европе необходимо выстраивать торговый режим в треугольнике ЕС – Украина – ЕАЭС. При условии, что обновленный формат украинского государства будет выработан путем внутриукраинского диалога, и это государство подтвердит свой внеблоковый статус, у России нет весомых причин отказываться от экономического взаимодействия с ним. Кроме того, ЕС стоило бы прекратить игнорировать ЕАЭС и ТС, что могло бы наладить отношения между объединениями и, возможно, гармонизировать их по массе актуальных проблем: торговле, устранению нетарифных барьеров, свободному движению капитала, правами на интеллектуальную собственность, безвизовому режиму, третьему энергопакету, массовому обмену в сфере образования, взаимному доступу к госзакупкам и другому.
«Мы передали свои пока предварительные результаты в Администрацию президента, доклад есть у Путина, у Шувалова, он оценен как положительный, является теоретической основой для решений, но все еще дорабатывается, - рассказал «Полит.ру» Игорь Юргенс. – Мы активно сотрудничаем с европейскими коллегами, в частности с профессором Майклом Эмерсоном (из брюссельского Центра европейских стратегических исследований – прим. ред.). Мы не знаем, как наши исследования реализовались де-факто, но знаем, что контакты между Москвой и Брюсселем начались, а месяц назад в результате этих интенсивных контактов соглашение об ассоциированном контакте Украины и ЕС на украинском треке отложили на 15 месяцев».