будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ Украина экономический кризис
Июль 17, 2025
Мир
Новак Анастасия

Тупик борьбы интеграций в Европе

Тупик борьбы интеграций в Европе
kgi
Презентация доклада «Тупик борьбы интеграций в Европе». Источник: Фото: akudrin.ru

Взаимоотношения с Украиной могут вылиться в экономико-политический кризис во всем мире, который пойдет по негативному сценарию. Об этом говорится в докладе, подготовленном по заказу Комитета гражданских инициатив российскими экспертами. 6 октября в Высшей школе экономики его промежуточный (дополненный майский) вариант был представлен под прежним названием «Тупик борьбы интеграций в Европе».

Доклад презентовали его авторы: директор Института современного развития Игорь Юргенс, директор по проблемам международного развития Фонда «Институт современного развития» Сергей Кулик и директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» Андрей Спартак. В числе авторов также значится директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Название доклада отражает парадигму Большой Европы, согласно которой Россия рассматривается в качестве составной и неотъемлемой части европейской цивилизации. Авторы доклада полагают, что в рамках пространства Большой Европы в настоящее время борются два интеграционных проекта - Европейского Союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), активно продвигаемого российским руководством.

Идея создания доклада появилась в начале войны на Украине, когда экономические отношения в треугольнике ЕС – Украина – Россия (или ЕАЭС) казались второстепенной проблемой, а затем стали одной из самых острых. В мае появилась первая версия доклада, в конце октября авторы пообещали представить общественности окончательные результаты исследования и продолжить наблюдать за развитием украинского экономического кризиса. 

 
Игорь Юргенс

По мнению авторов, ЕАЭС успешно объединяет некоторые бывшие страны СССР – Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению – с Россией. А проект Евросоюза «Восточное партнерство» (ВП), созданный в 2009 году был воспринят разными странами по-разному - и это отношение менялось. Но Украина, Молдова и Грузия проявляли постоянное желание сотрудничать в его рамках. Тем не менее, «европейские чиновники и политики считают, что проект не сработал, - заявил на пресс-конференции Игорь Юргенс. - Такая же история с Европейской политикой соседства -2014 – проектом для ближневосточных стран, имеющих границы со странами-участницами ЕС. Сейчас она тоже дает большие трещины в связи с ситуацией на Ближнем Востоке».

В сумме на эти две программы ЕС выделяет 15,5 млрд евро в течение семи лет, из них только один млрд - на приграничное сотрудничество зоны ВП, сказано в докладе. Однако эти внешние траты не учитывали кризиса на Украине. Евросоюз несет значительные финансовые обязательства перед регионами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, является донором программ содействия зарубежным государствам и чрезвычайно активно, как и раньше, спонсирует своих сельскохозяйственных производителей ( на это затрачивается более 40% бюджета Союза). Все эти факторы отвлекают ЕС от запланированной кооперации с постсоветскими странами. Несмотря на это, Брюссель призывает их создать «глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли», «обеспечивающую условия для интенсивных экономических и торговых соглашений, поддерживать усилия Украины по завершению перехода к рыночной экономике». Это предложение было сделано для всех стран- участниц ВП, но в расчете на Украину как «главный приз», считают авторы.

Сама страна получит от ГВЗСТ (глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли) больше всего выгод в долгосрочной перспективе, но в ближайшем времени населению «придется пострадать». Для всех остальных стран ВП беспрецедентно жесткие положения о такой зоне очень обременительны, а выгоды от формата совсем не гарантированы. Этому проекту авторы инкриминируют возникновение кризиса на Украине и «околокритическое» развитие Молдовы. Кроме того, подписание Соглашения об ассоциации и ГВЗСТ «неизбежно приведет к снижению уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими странами ТС, которые в том числе будут вынуждены применять торгово-политические ограничения для противодействия недобросовестной импортной конкуренции, нежелательному импорту и незаконному транзиту импортных товаров через страны ВП с нарушением правил происхождения». Это спровоцирует дополнительную «турбулентность» на ближних рубежах ЕС.

Параллельно с созданием проекта ВП с его зоной свободной торговли формировался и другой проект– с января 2015 должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Претензии на расширение и отсутствие кооперации между ним и ЕС с Восточным партнерством стимулируют конкуренцию и конфликтность в их подходах, и практиках в отношении третьих, соседних государств региона, утверждают авторы.

Разумеется, труднее всех оказывается путь интеграции для Украины: продвинутый и либеральный Запад или привычные поставки российского газа и отлаженный механизм рынков сбыта в Таможенном Союзе. Украина давно декларирует «европейский выбор», однако «когда закончится острая стадия конфликта, начнется то, что называется экономическим коллапсом украинской государственности. Не потому, что кто-то будет пытаться отхватывать куски, не из-за внутриполитических проблем, а из-за плохого состояния экономики. Спасти ее по отдельности не сможет ни ЕС, ни США, ни Россия, ни Китай», - отметил Юргенс.

Линия отношений Брюссель – Москва тоже имеет свои сложности.  Россия является третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая, в частности, по продовольствию (10% экспорта ЕС) и электроэнергии (62% объема экспорта РФ). Замедление российской экономики по причине санкций означают и существенное ослабление внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, что может снизить дивиденды для европейского бизнеса в России, утверждают эксперты. Как показывает практика, выровнять подобные кризисы помогает бизнес идеи с нуля.

 
Сергей Кулик

«Наша цель – спасти украинскую экономику этой зимой – на пике ее кризиса, с тем, чтобы это не стало черной дырой на нашей границе, которая создавала бы социальное напряжение», - разъяснил Сергей Кулик. Урегулирование ситуации на Украине поспособствует нормализации отношений ЕС и России, где вторая – очевидный локомотив и донор ЕАЭС. В связи с этим авторы доклада рассматривают два сценария развития: негативный (обеспечение критических потребностей в финансировании Украины) и инерционный (обеспечение критических потребностей и развития Украины). Нынешних резервов страны, даже с использованием золотовалютных резервов, с учетом внешних задолженностей хватило бы до начала осени. Сейчас Украине помогают МВФ и другие внешние кредиторы. Риски для отношений Россия-Украина, ТС-Украина, в связи с острой внутриполитической ситуацией и подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, по мнению авторов, имеют высокую вероятность реализации (40-50%), с величиной ущерба по шоковому сценарию до $33 млрд.

Наиболее значим им видится риск сокращения экспорта товаров в Россию и ТС ($14,3 – 15,3 млрд), затем – снижение поступлений по каналам трудовой миграции ($7-8 млрд), полной отказ России от трубопроводного транзита через Украину ($3,9-4,2 млрд), сохранения повышенных цен за газ (доплата $2,2 – 3,7 млрд), неполучения российских инвестиций ($2 млрд в год), резкого сокращения поездок и расходов россиян на Украине ($1,5-1,6 млрд в год), отказ российских компаний от существенной части взаимных перевозок с участием украинских операторов ($0,4 млрд в год). Со временем потери могут нарастать, отношения замораживаться еще сильнее, а реакция общества и политических элит может иметь отложенный характер.

Суммировав все эти негативные аспекты, авторы заключают, что в Большой Европе необходимо выстраивать торговый режим в треугольнике ЕС – Украина – ЕАЭС. При условии, что обновленный формат украинского государства будет выработан путем внутриукраинского диалога, и это государство подтвердит свой внеблоковый статус, у России нет весомых причин отказываться от экономического взаимодействия с ним. Кроме того, ЕС стоило бы прекратить игнорировать ЕАЭС и ТС, что могло бы наладить отношения между объединениями и, возможно, гармонизировать их по массе актуальных проблем: торговле, устранению нетарифных барьеров, свободному движению капитала, правами на интеллектуальную собственность, безвизовому режиму, третьему энергопакету, массовому обмену в сфере образования, взаимному доступу к госзакупкам и другому.

«Мы передали свои пока предварительные результаты в Администрацию президента, доклад есть у Путина, у Шувалова, он оценен как положительный, является теоретической основой для решений, но все еще дорабатывается, - рассказал «Полит.ру» Игорь Юргенс. – Мы активно сотрудничаем с европейскими коллегами, в частности с профессором Майклом Эмерсоном (из брюссельского Центра европейских стратегических исследований – прим. ред.). Мы не знаем, как наши исследования реализовались де-факто, но знаем, что контакты между Москвой и Брюсселем начались, а месяц назад в результате этих интенсивных контактов соглашение об ассоциированном контакте Украины и ЕС на украинском треке отложили на 15 месяцев».

Новак Анастасия
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).