Число стран, желающих вслед за Россией признать независимость Абхазии и Южной Осетии, неуклонно растет. Посол Сомали в РФ Мухаммед Хандулла сказал, что правительство его страны «в скором будущем будет готово установить отношения с Абхазией и Южной Осетией». Он подчеркнул, что Сомали поддерживает право этих двух республик на самоопределение.
До этого независимость Абхазии и Южной Осетии вслед за Россией признала лишь Никарагуа, которая таким образом решила насолить Соединенным Штатам, а заодно, видимо, поиметь какие-нибудь дивиденды от России. По крайней мере министр иностранных дел страны Самуэль Сантос недавно с удовлетворением сообщил, что «Россия проявила большой интерес к возможности участия в строительстве трансокеанского канала на территории Никарагуа для крупнотоннажных судов». Новый канал станет конкурентом действующего Панамского канала (в середине 80-х СССР уже собирался строить Никарагуанский канал, но распался). Впрочем, эксперты скептически относятся к перспективам отношений с Никарагуа: страна остается нищей и не может предложить России ничего, кроме кофе и говядины. Из-за разгула бандитизма и активности незаконных вооруженных формирований там невозможно даже развитие туризма.
Напомним, 26 августа Россия, после пятидневного вооруженного конфликта с Грузией, признала независимость Абхазии и Южной Осетии, которые формально входят в состав Грузии, но фактически являются отдельными анклавами. Страны Европы и США осудили это решение, как и вообще всю российскую операцию по принуждению Грузии к миру. Некоторые наблюдатели и недружественно настроенные политики заговорили об международной изоляции России, тем более что ни партнеры России по Шанхайской организации сотрудничества, ни даже Белоруссия и Венесуэла не горят желанием официально поддержать решение Москвы.
Тем не менее Россия не осталась в одиночестве. Поддержка со стороны Никарагуа оказалось лишь началом. Сомали известна прежде всего своими пиратами, которые постоянно захватывают с целью получения выкупа суда, оказавшиеся у побережья этой бедной африканской страны. Зачастую от пиратов страдают и российские моряки. На прошлой неделе пираты захватили украинское судно «Фаина», перевозившее около 30 танков Т-72 и запчасти для бронетехники. На борту было, помимо украинцев, было три россиянина. Один из них – капитан судна – скончался от сердечного приступа. После этого Россия решила для борьбы с пиратами направить к берегам Сомали сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Сейчас за захваченным сухогрузом наблюдают с трех кораблей ВМС США. Они следят за тем, чтобы пираты не выгрузили на берег военный груз и он не попал в «неправильные руки».
Индустрия пиратства в Сомали возникла после того, как в 1991 году централизованная власть в Сомали пала, и в стране воцарился хаос. Поскольку береговая охрана отсутствовала, в территориальные воды Сомали, богатые тунцом, вскоре нахлынули коммерческие рыболовецкие флотилии со всего мира. Тогда сомалийские рыбаки вооружились и превратились в неофициальную полицию, которая отлавливала суда браконьеров и требовала заплатить налог. Потом они начали нападать на всех сразу. К началу XXI века многие рыбаки окончательно сменили сети на автоматы и захватывали любое судно, которое было им по силам: яхты, танкеры, зафрахтованные ООН суда с грузами продовольственной помощи.
В телефонном интервью газете The New York Times Сугуле Али, выступавший от имени пиратов, рассказал, чего хотят пираты («просто денег») и для чего они захватывают суда («чтобы прекратить незаконное рыболовство и сбрасывание отходов в наших водах») и что они хотят на них найти (рис, мясо, хлеб, макароны – «ну знаете, нормальная человеческая еда»).
Посол Хандулла сообщил, что президент Сомали уже дал российским кораблям право находиться у берегов страны для борьбы с пиратами и на море, и на суше. По словам посла, для этой цели, кораблям ВМФ РФ предоставлен «особый статус». Посол отметил, что в настоящее время МИД России и Сомали ведут переговоры о возможности патрулирования берегов Сомали военно-морским флотом России.
По сути, контролировать берега Сомали, кроме иностранцев, больше некому. Можно сказать, что с 1991 года государство Сомали не существует. В стране формально есть центральное правительство, которое толком не контролирует даже столицу и поддерживается исключительно иностранной помощью. Фактически Сомали поделено на несколько самостоятельных областей, из которых лишь северный Сомалиленд отличается относительной стабильностью, а остальные находятся во власти либо враждующих местных кланов, либо исламских фундаменталистов.
В целях борьбы с пиратством правительство Сомали уже заключило соглашение с 11 государствами, в том числе с США, Великобританией, Францией, Канадой и Голландией. Теперь такой договор собираются подписать и с Россией. После подписания документа, российские корабли получат право входить в территориальные воды Сомали, а следственные органы РФ – привлекать пиратов к уголовной ответственности.