Сегодня стали известны результаты референдума, на котором жители непризнанной республики Приднестровья должны были высказаться по вопросу своей независимости от Республики Молдова. По предварительным данным, за независимость и последующее присоединение к России проголосовали 97,1% избирателей, против - 2,3%. По второму вопросу, о возможном отказе от независимости Приднестровья с последующим вхождением в состав Молдавии, - "против" высказались 94,6%, "за" - 3,4%. В голосовании приняло участие 78,6% избирателей от общего числа из списков голосовавших.
Исход голосования был вполне предсказуем. Российские СМИ сообщают, что ставить референдум под сомнение не стали даже международные наблюдатели, участвовавшие в мониторинге. Из заключения наблюдателей: "в ходе референдума нарушений принципов всеобщего, равного, прямого избирательного прав при тайном голосовании не выявлено, принцип проведения выборов избирательными органами в полной мере реализован, фактов влияния на их деятельность со стороны органов государственной власти ПМР (Приднестровской Молдавской республики) и органов местного самоуправления не зафиксировано". Справедливости ради надо отметить, что большая часть наблюдателей представляла дружественные Москве страны СНГ.
Иную реакцию продемонстрировали западные СМИ. Британская газета Daily Telegraph выразила обеспокоенность тем, что итоги референдума могут содействовать распространению нестабильности на пространстве бывшего Советского Союза. Ведущие французские газеты оказались ещё более категоричны. Liberation написала, что население Приднестровья "подвергалось интенсивному воздействию пропаганды, и ни одна международная организация не примет результаты голосования всерьез, поскольку Приднестровская Республика не признана ни одним государством, даже Россией". Figaro, правда, считает, что "невозможно объяснить распространенность пророссийских настроений в Приднестровье одной только пропагандой и давлением".
Американские СМИ напомнили всем, что ЕС и США уже предупредили, что не признают результаты референдума, так как с их помощью «Москва хочет вооружиться новыми аргументами для сохранения контингента своих солдат в Приднестровье».
Таким образом, на судьбу непризнанной республики этот референдум вряд ли повлияет. Решение о независимости республики будет приниматься совсем в другом месте. Более того, если всё-таки его результаты будут признаны, то хуже всего будет братской республике Сербия, которая потеряет последние надежды сохранить край Косово в своем составе. Россия вряд ли будет настаивать на признании итогов референдума, хотя и способствовать примирению Кишинева и Тирасполя не будет, чему подтверждением является безрезультатная встреча российского и молдавского президентов в августе этого года. Более того, в сентябре этого года, после того как в Тирасполе отметили 16-ую годовщину независимости от Молдавии, Россия открыла в Приднестровье новый центр по оформлению документов на принятие российского гражданства, на церемонии открытия присутствовал чрезвычайный и полномочный посол России в Молдавии Николай Рябов. И вполне вероятно, что скоро, как и в Абхазии с Южной Осетией, большинство проживающих на территории республики будет обладать российским паспортом. Но судьбу Приднестровья крайне отягощает отсутствие прямой границы с РФ. И как показала практика, блокада со стороны Молдавии и Украины может быть весьма эффективным средством давления. Согласно заявлению президента Приднестровья Игоря Смирнова, ущерб от экономической блокады, введенной Молдавией и Украиной, за период с 3 марта 2006 года и по состоянию на 14 августа 2006 года, составил $267 млн.
Справка:
Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) расположена по левобережью Днестра в границах бывшей Молдавской ССР. Столица - город Тирасполь. Основные этнические группы - молдаване (около 30%), украинцы и русские (в общей сложности около 60%). ПМР образовалась после распада СССР, в результате резко отрицательной реакции местных просоветски настроенных политиков на желание тогдашнего молдавского правительства включить страну в состав Румынии. Весной-летом 1992 года конфронтация между руководством Молдовы и Приднестровья вылилась в настоящую войну. Кульминацией ее явились широкомасштабные боевые действия в районе Дубоссар, Бендер и Тирасполя. После активного вмешательства в ситуацию офицеров 14-й армии и жесткого заявления ее тогдашнего командующего генерала Александра Лебедя о дальнейшем применении силы для разъединения сторон война пошла на убыль. 21 июля 1992 года президенты России и Молдавии при участии президента ПМР подписали соглашение об урегулировании конфликта между Молдавией и Приднестровьем. С конца 1993 года между Кишиневом и Тирасполем идет мирный переговорный процесс. По указу бывшего президента РФ Бориса Ельцина после распада Советского Союза части 14-й армии, дислоцированные в ПМР, перешли под юрисдикцию России. Аналогичным указом президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов сделал то же самое. Молдавия в 1999 году от своих притязаний на имущество 14-й армии отказалась.
До 2003 года функционировала российско-молдавская двусторонняя межправительственная комиссия по вопросу урегулирования молдавско-приднестровских отношений. Двусторонняя комиссия собиралась в Кишиневе в июне 2003 года, а в конце 2003 года при активной помощи Владимира Воронина провалился план тогдашнего помощника президента России Дмитрия Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта - т.н. «меморандум Козака» (Козак тогда предлагал федеративное устройство Молдавии и Приднестровья). Переговорный процесс возобновлен после визита в Москву президента Молдовы Воронина в августе 2006 года.
Относительно потенциала Молдовы Приднестровье составляет по территории 12%, по численности населения - 17%, а по объему валовой продукции промышленности 35%. На территории ПМР действуют такие предприятия-монополисты, как Тираспольский завод литейных машин (дававший почти весь объем производства их в СССР), завод авторефрижераторов (63%), завод Молдавкабель (63%), заводы "Электромаш", "Электроаппарат" и другие. Вполне понятно, что правобережная аграрная Молдова рассматривает все это как свое. Однако пока что почти 90% продукции ПМР идет в Россию и другие страны СНГ. На территории ПМР действуют около 100 совместных, почти независимых от экономики Молдовы, предприятий.