будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз Сирия беженцы
Июнь 12, 2025
Мир
Сакоян Анна

Убежище на добровольно-принудительной основе

Убежище на добровольно-принудительной основе
hroatia
Сирийские беженцы в Хорватии. Источник: Фото: blesk.cz

22 сентября на экстренном заседании в Брюсселе министры иностранных дел ЕС большинством голосов приняли решение о распределении 120 000 мигрантов по странам-участницам, вопреки возражениям со стороны некоторых государств. По этому поводу в СМИ много комментариев, в которых обсуждается кризис солидарности ЕС и миграционная политика Европы.

Этот план, пишет NY Times, «по замыслу, должен был стать выражением единства в условиях самого большого наплыва беженцев на континент со времен Второй мировой войны. Но вместо этого решение, навязанное большинством голосов вопреки отчаянным возражениям четырех участников, наоборот, подчеркнуло растущие противоречия в блоке – даже в таком скромном воплощении, как просто сотрудничество в условиях кризиса». Этот кризис стал для ЕС испытанием, которое должно показать, насколько широки его границы приемлемого в плане добровольно-принудительных консенсусов. И заодно проверкой устойчивости основных принципов ЕС.

Тяжесть испытания усугубляется тем, что кризис миграции последовал сразу после греческого кризиса, который сам по себе поспособствовал росту напряженности. Он показал, что идея зоны единой валюты нуждается в серьезных доработках. Нынешний кризис, помимо непосредственных проблем, ставит под вопрос еще одну привлекательную концепцию ЕС – зону свободного перемещения. Неопределенность в этих двух областях делает проект европейского единства гораздо менее убедительным, чем прежде.

 
Фото: atv.hu

В The Atlantic план распределения беженцев называют противоречивым. Специфика решения в том, что его приняли голосованием, хотя обычно брюссельские решения принимаются консенсусом. В итоге четыре страны не согласны в принципе (Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия), Финляндия воздержалась, а Польша проголосовала за, хотя до того возражала против этой инициативы. Сама эта конфигурация отражает «глубокие противоречия внутри Европы», в частности в связи с кризисом миграции. Есть основания полагать, что в дальнейшем проявления этих противоречий станут еще более отчетливыми.

В другом материале The Atlantic говорится, что тема европейского кризиса нашла отклик в предвыборных дебатах в США. Точнее, эта тема расширила уже ведущуюся между кандидатами дискуссию об иммигрантах. Теперь к этой повестке добавилось обсуждение вопроса о том, сколько сирийских беженцев могли бы принять США. К настоящему моменту США уже приняли порядка 1500 сирийцев, и правозащитные организации, а также союзники требуют от них, чтобы они приняли больше. Соответственно, кандидаты говорят, сколько беженцев, по их мнению, страна могла бы принять и что с ними делать дальше. Клинтон предлагала начать с 10 000 и потом постепенно увеличить до 65 000. При этом нужно сразу встраивать иммигрантов в систему адаптации и интеграции. О'Мэлли тоже предлагал 65 000. Сандерс высказывается гораздо более осторожно: сначала надо оценить масштабы проблемы, а потом уже говорить о конкретных цифрах. Республиканцы настроены скептически и в основном ссылаются на потенциальную исламистскую угрозу.

 
Фото: atv.hu

Wall Street Journal отмечает, что, по мнению некоторых аналитиков, кризис миграции может отбросить проект европейской интеграции на 65 лет назад. Исторический опыт свидетельствует о том, что крупные миграционные процессы со временем приводят к мощному экономическому росту. Но в краткосрочной перспективе они ставят правительства под сильнейшее давление, как это можно наблюдать в Европе в этом году. В результате этого давления правительства внутри ЕС начинают терять доверие друг к другу. Это уже привело к серьезному ухудшению отношений между крупнейшей экономикой блока Германией и ее соседями. Многие из этих государств очень небольшие, экономики у них слабые, а их институты и так испытывают большие трудности, как, например, в Греции. Иными словами, на скорое достижение полноценной договоренности рассчитывать не приходится.

Подробный комментарий шведского специалиста по международному праву Грегора Нолля (Gregor Noll) опубликован на openDemocracy. По его мнению, нынешняя миграционная проблема – структурная и коренится в европейской истории и политике. В основе соответствующего исторического багажа ЕС лежит противопоставление граждан ЕС и не-граждан. Граждане наделяются привилегиями, предполагающими свободу передвижения, в то время как все остальные этой привилегии лишены: их свобода остается на усмотрение той страны ЕС, в которую они направляются. Безусловно, это дискриминация. Тем не менее, это довольно последовательный почти конституционный подход к ЕС как к государству, а не просто блоку сотрудничающих государств.

Сейчас от стран-участниц требуют, чтобы они впустили к себе не-граждан ЕС, несмотря на то, что обычно в таком случае они сами определяют границы своего национального протекционизма. В итоге, несмотря на предписанную Дублинским соглашением солидарность, ЕС не в состоянии организованно предоставить беженцам убежище. Наоборот, закономерным образом, государства стараются перекладывать ответственность на других участников, а если и принимают мигрантов, то помещают их в условия, заведомо худшие, чем условия жизни граждан. Это прямое действие деструктивной системы, принятой в 1990-е гг., которую с тех пор упорно отказывались реформировать.

В идеале нужно было бы изменить государственный протекционизм, который сейчас доминирует в вопросах иммиграции. Можно пойти по пути реформирования этой системы, чтобы постепенно не-граждане ЕС в случае нужды получали те же права на передвижение и безопасность, что и граждане. Однако прецеденты показали, что реформы в этой области обречены на неудачу. В худшем случае это может вообще привести к пограничной напряженности внутри ЕС. В конечном счете, это вопрос трактовки демократии. Как показывает опыт, в ЕС она сейчас основывается на ограничительной политике. Однако, считает автор, когда сохранение демократии требует человеческих жертв, такую демократию пора менять.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).